Обзор подготовлен

версия для печати
Регионы продолжают переплачивать за интернет

Регионы продолжают переплачивать за интернет

Российский рынок широкополосного доступа бумирует, однако в регионах до цивилизованного его облика еще далеко. Реальная конкуренция в небольших и средних городах практически отсутствует, что негативно отражается на рынке в целом.

Спрос на услуги высокоскоростного доступа в интернет в регионах сегодня достаточно высок и полностью не удовлетворен. Несмотря на "дикие", по современным меркам, тарифы операторов и относительно невысокие доходы пользователей, количество абонентов ШПД растет, как на дрожжах. Реальная конкуренция существует в Москве и еще нескольких крупных городах-миллионниках, в других же регионах ее просто нет. Тарифы традиционных и альтернативных операторов на одну и ту же услугу в одном городе могут отличаться в два раза, при этом далеко не у всех пользователей есть возможно сменить провайдера — многие операторы ШПД с привлекательными тарифами работают на ограниченной территории. Заявки на подключение, как правило, выполняются из рук вон плохо — при отсутствии реальной конкуренции они могут растянуться на месяц-другой. Даже самые успешные региональные операторы не желают раскрывать данные по абонентской базе, ссылаясь на коммерческую тайну. Смогут ли федеральные игроки, выходящие на региональные рынки, оживить фактически больной рынок?

Хорошая статистика при плохих ценах

Сегмент услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет в России развивается опережающими темпами по отношению к отрасли в целом. На конец 2007 года, по предварительной оценке Мининформсвязи, количество широкополосных подключений выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом и составило почти 5 млн домохозяйств, что соответствует примерно 10%-ному проникновению. По некоторым прогнозам, в ближайшие несколько лет по стоимости безлимитного доступа мы сравняемся с развитыми странами, или цены, может быть, станут даже ниже.

Число пользователей ШПД у МРК "Связьинвеста", 2006-2007
Число пользователей ШПД у МРК 'Связьинвеста', 2006-2007

* — за 2007 г. — оценка CNews Analytics

Источник: CNews Analytics, 2008

В настоящее время тарифы в Москве, где стоимость ШПД примерно соответствует расходами на доступ в развитых странах, в несколько раз ниже, чем в регионах. Так, МГТС предлагает здесь безлимитный доступ на скорости 128 кбит/с за 97 руб. в месяц. "Центртелеком" ("Домолинк") в Центральном Федеральном Округе берет почти на порядок больше (в Калуге, например — 950 руб. В месяц). В ряде регионов, например, на Сахалине, в Ямало-Ненецком АО или в республике Адыгея ежемесячная плата у традиционных операторов достигает фантастических цифр — 3499 руб., 3000 руб. и 2700 руб. соответственно. Впрочем, огромные по столичным меркам тарифы не мешают "Связьинвесту" интенсивно наращивать свою абонентскую базу. По предварительным данным за 2007 год, она составила 1,845 млн — примерно в 2,7 раз больше, чем в 2006 году (оценка CNews Analytics). Для сравнения: за тот же период число "широкополосных" клиентов "Комстар-Директ" (торговая марка "Стрим") в Москве выросло в 1,9 раза по сравнению с прошлым годом и составило 695 тыс.

Средние тарифы на безлимитный доступ для физических лиц у МРК "Связьинвеста" и МГТС на скорости 128 кбит/с*

Компания Тариф, руб./мес.
Дальсвязь (Disly) 2 240
ЮТК (Disel) 1 760
Сибирьтелеком (Webstream) 1 100
Центртелеком (Domolink) 950
СЗТ (Авангард)** 730
Уралсвязьинформ (Utel)*** 670
Волгателеком (J) 590
МГТС 97
* — по состоянию на конец 2007 г. в среднем по округу, технология ADSL
** — без учета Санкт-Петербурга и без учета пакетного предложения (телефония + интернет)
*** — без учета Ямало-Ненецкого филиала (3000 руб./мес.)

Источник: CNews Analytics, 2008

Тем временем, в регионах укрепляют свои позиции альтернативные операторы — провайдеры услуг ШПД и кабельного телевидения. Компании "ЭР-Телеком", например, удалось подключить к концу 2007 года 246 тыс. абонентов. Компания работает в 15 российских городах, где занимает, по собственной оценке, от 30 до 60% рынка телеком-услуг. Количество подписчиков ШПД у компании "Национальные коммуникации" возросло в 2007 году на 142% и составило 111 тыс. абонентов.

Столичная идиллия

По данным J&P, к концу 2007 года в Москве было подключено 1984 тыс. квартир — это больше, чем у всех семи МРК "Связьинвеста", предоставляющих услуги на территории всей страны. На московском рынке ШПД лидируют "Комстар-директ" (входит в состав "Комстар-ОТС" и предоставляет услуги под торговой маркой "СТРИМ" совместно с МГТС) и "Голден телеком", которая в 2006 году приобрела одного из лидеров столичного бродбенда — "Корбину телеком", а позже и сама была куплена "Вымпелкомом". Оба игрока демонстрируют хорошие темпы роста и вдвоем контролируют более половины столичного рынка, обслуживая на конец 2007 года более 1 млн столичных домохозяйств.

Тарифы на безлимитный доступ для физических лиц в Москве

Торговая марка / компания Тариф, руб./мес. Скорость доступа*, кбит/c
Стрим 397 2048/512
Корбина телеком 450 2560/2560
Акадо 400** 2500/800
NetByNet 450 2500
Qwerty 399 1024
* — скорость доступа к абоненту/от абонента
** — включает 28 ТВ-каналов

Источник: CNews Analytics, 2008

Следующая тройка игроков — "Ренова-медиа", NetByNet и "Центральный телеграф" — контролировали примерно третью часть рынка, обслуживая более 600 тыс. абонентов. Тарифы на безлимитный доступ на скорости около 2 Мбит/c у лидеров столичного рынка ШПД установились в диапазоне 400-450 руб.

Сотовики выходят в интернет

Количество российских квартир, имеющих широкополосный доступ в интернет, в 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, удвоится и составит примерно 9,6 млн. Это произойдет, в том числе, благодаря удешевлению услуг, а оно - в результате серьезного, "в разы", снижения стоимости интернет-трафика в регионах, полагают в министерстве.

Бурный рост рынка ШПД не может не привлекать новых игроков, которые, как ожидается, будут способствовать уменьшению цен на оптовых региональных рынках за счет активного строительства сетей и как следствие — снижению цен для конечных пользователей. Например, "Голден телеком" планирует к 2010 году развернуть вместе со своей "дочкой" "Корбиной телеком" широкополосные сети в 65 крупнейших городах, где живет 65% населения страны (проект Triple65). "Комстар-ОТС", в свою очередь, собирается строить сети во всех городах, где проживает не менее 200 тыс. человек. В регионах клиентская база "Комстар-ОТС" на конец 2007 года превысила 40 тыс., прогноз компании на конец 2008 года — 100 тыс.

Одним из основных факторов успешной региональной экспансии "федералов" будут привлекательные тарифы, которые могут быть значительно ниже, чем у традиционных операторов. Так, "Корбина" предлагает в Ярославле безлимитный доступ на скорости 128 кбит/c за 450 руб. в месяц, в то время как "Центртелеком" — дороже в два с лишним раза (999 руб.).

Заявили о своих планах захвата перспективного рынка и сотовые операторы, которые будут сотрудничать по ШПД с родственными операторами. Так, "Вымпелком", опираясь на свой новый актив "Голден Телеком", намерен предложить услуги фиксированной, мобильной связи и интернет-доступа в едином пакете под маркой "Билайн". МТС обещает до конца 2008 года начать предоставление под своим брендом услуги проводного ШПД вместе с операторами фиксированной связи, подконтрольными АФК "Система" (в первую очередь, с "Комстар-ОТС").

Свою лепту для популяризации бродбенда и преодоления "цифрового неравенства" планирует внести отечественный регулятор. Правда те механизмы, которые он планирует использовать, рыночными никак не назовешь. До конца 2008 года Мининформсвязи намерено завершить разработку концепции программы "Связь в каждый дом", которая, по сути, является вторым этапом развития проекта по оказанию универсальных услуг. Эта концепция, в частности, предусматривает проведение конкурсов в регионах России, победители которых на конкурсной территории обеспечат подключение домохозяйств к сети телефонной связи и ШПД. При этом планируется, что скорость доступа будет ограничена (64 Кбит/с или 128 Кбит/с), а цены на предоставление доступа в интернет будут устанавливаться государством. Убытки операторам по предоставлению этих услуг возмещаться из фонда универсального обслуживания. Такой механизм рассматривается в первую очередь для регионов, где отсутствует инфраструктура доступа в интернет.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS