Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

АйТи

Дмитрий Ведев: Телеком-компании больше других заинтересованы в реальных, а не «откатных» IT-проектах

Дмитрий Ведев 
На вопросы CNews.ru ответил Дмитрий Ведев, директор компании АйТи по маркетингу.

CNews.ru: Говоря о рынке услуг интеграции для телекоммуникационных компаний, всех заказчиков сразу делят на две основные группы: молодые альтернативные сотовые операторы и телекомы «старой закалки». Под этим делением, прежде всего, подразумевают инновационность в отношении IT первых и косность вторых. Насколько оправдано такое строгое деление? Неужели нельзя найти примеры грамотной IT-политики в компаниях традиционной телефонии в России?

Дмитрий Ведев: Деление на «инновационные» и «консервативные» компании телекоммуникационного сектора было правомерно два-три года назад. «Старые» операторы связи тогда еще занимали достаточно прочные позиции, обладая устойчиво-постоянным пулом клиентов. Отсутствие необходимости вести борьбу за клиента, соответственно, ограничивало сферу использования ИТ. Как правило, интерес в этой области представляли инфраструктурные решения и биллинговые системы.

С началом активизации рыночной экспансии со стороны молодых компаний и, главное, с процессом выравнивания тарифов за услуги представителей «старой» и «новой» школы, начался процесс «перетекания» клиентской базы к новым операторам.

При этом главную ставку в своей стратегии прорыва на рынок и борьбы за клиента «молодые» компании делают на три ключевые аспекта: грамотный маркетинг, четкая клиентоориентированная культура организации и передовые информационные технологии, позволяющие предлагать клиентам качественно новый спектр дополнительных услуг. Достаточно сказать, к примеру, что в 2001 году совокупные доходы новых компаний по всем направлениям деятельности, с высокой степенью добавленной стоимости за счет использования ИТ, превышали доходы традиционных операторов в 1,5-2, а то и более раз!

В таких условиях компаниям «старой» закалки не остается другого пути, как пересмотреть свою политику в области информационных технологий (впрочем, это касается и маркетинга, и культуры организации, и персонала). Практически все стратегические планы развития традиционных операторов, анонсированные за последнее время, наглядно демонстрируют эту тенденцию.

Демонстрирует это и опыт нашей компании, для которой информатизация телекоммуникационного сектора является одним из приоритетных направлений деятельности. В настоящее время объемы работ по реализации информационных проектов, выполняемые АйТи, как системным интегратором, практически одинаковы как для новых, так и для традиционных операторов связи. И если раньше большая часть наших проектов в основном приходилась на инфраструктурные решения для телекома, сегодня мы наблюдаем резкий всплеск практического интереса к системам автоматизации ключевых бизнес-процессов, к интеграции информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих на базе уже созданных сетей реализовать дополнительные услуги, к информационной безопасности.

CNews.ru: И все же можно говорить о наличии определенного разрыва между этими двумя группами компаний в отношении IT?

Дмитрий Ведев: Конечно, определенный разрыв в спектре ИТ-решений, потребляемых разными компаниями телекоммуникационного рынка существует. В среде молодых компаний востребованными сегодня являются услуги в сфере ИТ-консалтинга, решения, обеспечивающие повышение эффективности и качества обслуживания клиентов. Так, к примеру, совсем недавно компанией АйТи был реализован проект по анализу совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership, ТСО) для ОАО «ВымпелКом».

Еще для одного из крупнейших в нашей стране операторов мобильной связи — «Кубань-GSM» нашей компанией была создана автоматическая система управления и маршрутизации вызовов (Call-центр), позволившая добиться нового качественного уровня и оперативности обслуживания клиентов. Здесь же АйТи был реализован ряд заказных программных разработок, позволивших предложить абонентам оператора новые мобильные сервисы.

Для традиционных же операторов на повестке дня в большей степени стоят задачи обновления и развития инфраструктуры, оптимизации и повышения эффективности внутренних бизнес-процедур. Для нескольких таких компаний мы работаем над созданием магистральных и корпоративных сетей передачи данных, биллинговых и других финансово-учетных систем. Примером таких проектов может служить реализация системы Биллинг-АйТи в АО «Газсвязь». Однако в данном случае система сразу же создается «на вырост» по своему функционалу — под развитие новых услуг.

Есть, конечно, и ИТ-направления, актуальность которых одинакова для обоих сегментов телекоммуникационного рынка. К таким направлениям относятся, к примеру, системы информационной безопасности. Причем во многих случаях заказчики заинтересованы сразу в комплексном решении задач и технической и информационной безопасности — такой опыт сотрудничества у АйТи существует с холдингом «Связьинвест», где наша компания выступает в качестве стратегического партнера в области и информационной, и технической безопасности.

Однако, как видится, тенденции и направления использования ИТ в бизнесе традиционных и молодых компаний-операторов связи неизбежно будут сближаться. Эволюция этого рынка без передовых информационных технологий просто невозможна.

CNews.ru: Каков средний размер годового IT-бюджета заказчика из телекоммуникационной сферы сегодня и как этот показатель может измениться в ближайшее время?

Дмитрий Ведев: Во всем мире телекоммуникационная отрасль является одним из крупнейших потребителей информационных технологий. Согласно данным Gartner Group, в развитых странах в телекоммуникационном секторе расходы на ИТ составляют около 9% от оборота компаний. В России этот показатель пока в несколько раз меньше. В то же время можно ожидать, что в течение ближайших 5 лет показатели «ИТ-потребления» в российской телекоммуникационной отрасли будут приближаться к мировым. Этому будут способствовать глобализация (необходимость соответствия качества услуг мировым стандартам), рост платежеспособного спроса на телекоммуникационные услуги со стороны российских потребителей, а также усиление конкурентной борьбы за клиента на внутреннем рынке.

CNews.ru: Другой важной темой в вопросе информатизации телекоммуникационной отрасли являются условия проведения тендеров. Говорят, что позитивных тенденций в телекоммуникационной отрасли в этом вопросе не наблюдается. Все так плохо?

Дмитрий Ведев: Тема процедур проведения тендеров и инструментов обеспечения «победы» в них сегодня актуальна для всего отечественного рынка в целом. Однако, к счастью, тендеры в телекоммуникационной сфере меньше, чем где бы то ни было, дают почву для пессимистических настроений.

Учитывая тот факт, что качество и уровень реализуемых ИТ-решений напрямую сказывается на бизнесе телекоммуникационных компаний, заказчик здесь заинтересован в реальных, а отнюдь не в «откатных» ИТ-проектах.

CNews.ru: Если говорить об IT в телекоме, то в первую очередь на ум приходит внедрение ERP-систем. Зачем это нужно непубличной компании, занимающей монопольное положение на рынке услуг связи в своем регионе?

Дмитрий Ведев: Долгое время бытовало мнение, что биллинговые системы, по сути, способны обеспечить достаточный уровень автоматизации бизнеса операторов связи (как, к примеру, автоматизированная банковская система — деятельность финансовых учреждений).

Однако пришло время признать, что предприятия телекома подчиняются точно таким же законам менеджмента, как и все остальные, и автоматизация основного «производственного» процесса с помощью биллинговых систем во многих случаях недостаточна, особенно если учесть активную диверсификацию деятельности некоторых операторов. Для того чтобы охватить все процессы управления предприятием, наладить систему регулярного менеджмента в масштабах всей организации, обеспечить основу для принятия полноценных управленческих решений, операторы связи все чаще обращаются к ERP-системам (или к отдельным модулям, автоматизирующим один или группу бизнес-процессов).

Сегодня мы, например, успешно работаем с ОАО «Даль Телеком Интернэшнл» по внедрению комплексной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, хотя на предприятии уже давно существует биллинговая система. Однако возможностей последней явно оказалось недостаточно для поддержки всех направлений деятельности быстроразвивающейся компании и получения всей необходимой для принятия управленческих решений информации.

Компания АйТи также ведет работы по внедрению системы управления персоналом БОСС-Кадровик в ОАО «Связьинвест» и ОАО «Ростелеком».

CNews.ru: Какие технологии, по ожиданиям АйТи, будут востребованы телекомом в ближайшее время?

Дмитрий Ведев: На инфраструктурном уровне: прежде всего IP-телефония и ряд других решений, позволяющих добиться повышения качества и расширения спектра услуг на основе уже имеющихся каналов связи. Особую важность здесь также приобретают корпоративные системы хранения данных, которые имеют колоссальное значение для таких подразделений телеком-компаний, как отделы продаж, абонентского сервиса, маркетинга и, наконец, службы безопасности.

На уровне бизнес-приложений: системы автоматизации ключевых бизнес-процессов. Здесь на первом месте у большинства операторов — управление персоналом и системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы, Call-центры). На уровне специальных решений — системы информационной и технической безопасности, мобильные приложения для абонентов.

Говоря о требованиях к решениям и технологиям нельзя обойти вниманием требования к поставщикам этих решений. С этой точки зрения сегодня особенно заметен «спрос» на те компании-системные интеграторы, которые способны работать с заказчиком на уровне разработки ИТ-стратегии его бизнеса и реализации комплексных решений, претворяющих эту стратегию на практике.

CNews.ru: Большая часть телекоммуникационных систем в российском бизнесе построена на основе оборудования иностранных поставщиков. Многие из этих поставщиков сегодня находятся на грани банкротства. Существует ли риск того, что российские клиенты, «завязанные» на их решения, понесут определенные убытки в связи с возможной необходимостью перехода к использованию оборудования других вендоров?

Дмитрий Ведев: Ответственность за выбор того или иного ключевого вендора несут и сами заказчики, и системные интеграторы. Однако нередко случается, что в конечном итоге все риски и финансовые убытки остаются все же за заказчиком — интегратор просто «умывает руки», апеллируя банкротством и несостоятельностью того или иного поставщика.

На самом деле, скорее всего проблема сосредоточена в несостоятельности самого интегратора. Ведь для того, чтобы исключить такие ситуации, существует целый институт национальных, отраслевых и других стандартов, позволяющих обеспечить преемственность технологий и решений, позволяющих заложить надежные механизмы развития телекоммуникационной и информационной системы на базе унаследованных решений. Поэтому одним из основных критериев выбора подрядчика для выполнения проекта является гарантия использования им только тех решений, которые базируются на общепринятых стандартах.

CNews.ru: Каковы были особенности проектов, реализованных вашей компанией в телекоммуникационном секторе?

Дмитрий Ведев: Обобщая большой опыт работы АйТи с предприятиями телекоммуникационной индустрии, можно выделить следующие сходные черты всех проектов, выполненных или выполняемых для операторов связи:

Первое: высокая доля сервисных услуг системного интегратора — начиная от разработки ИТ-стратегии и управления проектами до обучения персонала заказчика, обеспечивающих гарантированно точное соответствие ИТ-решений бизнес-задачам предприятия

Второе: масштабность и многоплановость проектов, широкая вовлеченность в них различных категорий сотрудников предприятия (руководство, сотрудники ИТ-служб, сотрудники и руководители различных функциональных подразделений)

И третье: активное использование инновационных и нетиповых решений — нередко именно предприятия телекоммуникационной отрасли являются у нас, в России, пионерами в освоении новых технологий. Чаще всего цель использования таких решений — создание уникальных сервисов для своих клиентов

В качестве ярких примеров такого рода проектов можно назвать и уже упомянутые выше работы АйТи по анализу совокупной стоимости владения ИТ для ОАО «ВымпелКом». Этот проект стал на сегодняшний день одним из самых масштабных исследований подобного рода в России — достаточно сказать, что проект охватывал инфраструктуру всех московских офисов «ВымпелКома» с числом пользователей ИТ-системы более двух тысяч человек.

В результате выполнения работ была получена и проанализирована полная информация о среде распределенных вычислений и совокупной стоимости владения ИТ-системы, проведено сравнение организации ИТ-процессов и стоимости владения ИТ-системой с аналогичными показателями для репрезентативной группы компаний. На основе полученных данных были выработаны рекомендации по оптимизации инвестиций в ИТ и процессов эксплуатации информационной системы «ВымпелКом» на основе повышения качества инвестиций, технологии, организации, процессов, степени удовлетворенности конечных пользователей.

Параллельно компанией АйТи было проведено обучение персонала заказчика методологии оценки ТСО, что позволило специалистам «Вымпелкома» самостоятельно организовать процесс ежегодной технологической оценки ТСО внутри компании.

Примером, заслуживающим отдельного внимания, также является история сотрудничества компании АйТи и «Кубань-GSM». Здесь компанией АйТи ведется целый комплекс работ: успешно создана первая на Юге России автоматическая система управления и маршрутизации вызовов (Call-центр), разработан целый ряд специальных мобильных приложений для абонентов оператора.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора