Обозрение подготовлено

версия для печати
Питерский рынок ПО под грузом проблем

Питерский рынок ПО под грузом проблем

Ситуация на рынке разработки ПО в Петербурге характеризуется непрекращающимся дефицитом кадров, постоянным ростом зарплат и как следствие — снижением рентабельности аутсорсеров. Слияния и поглощения, про которые так много говорят в последнее время, так и не стали тенденцией. Положительный тренд — рост доходов продуктовых компаний вследствие борьбы государства с распространителями контрафакта.

Аутсорсеры не станут продуктовыми компаниями

По данным ассоциации разработчиков ПО «Руссофт», в 2007 году экспорт российского ПО и услуг по его разработке вырос на 46% и составил $2,187 млрд. В эту сумму входят оценки созданного ПО в российских центрах разработок иностранных компаний. Петербург, как город, где расположены центры разработок Sun, Intel, Motorola, EMC, Siemens, T-Systems, а также офисы российских аутсорсеров «Рексофт», Luxoft, AT Software, Digital Design, вносит значительный вклад в экспорт ПО. Однако, несмотря на высокие темпы роста, отрасль сейчас находится в не самом благоприятном положении. Дело в причине, о которой уже неприлично говорить в силу её избитости, дефицит ИТ-кадров и вызванный им постоянный рост зарплат. За прошедший год заработки петербургских программистов выросли от 13% до 20%, в зависимости от их специализации.

Следствием этого является падение (или угроза падения) рентабельности аутсорсеров, бизнес которых основан на конкурентных расценках разработки ПО в России по сравнению с Западом. Выходом из положения могла бы быть переквалификация компаний в продуктовые — ведь структура ценообразования на «коробочное» ПО совершенно иная, нежели на разработку ПО на заказ. Однако, далеко не все игроки рынка согласны с необходимостью этого шага.

«Это две различные бизнес-модели, право на существование и успех есть у каждой. У «Рексофта» был опыт работы по продуктовой модели, и опыт был успешный, но мы сознательно отказались от разработки и продажи собственных продуктов, сконцентрировавшись на основном бизнесе — предоставлении ИТ услуг», — заявила CNews PR-директор «Рексофт» Светлана Вронская. По словам директора «Аркадии» Аркадия Хотина, его компания также не планирует становиться продуктовой и компенсирует рост уровня зарплат на рынке труда предоставлением более качественных услуг. Андрей Терехов, председатель совета директоров компании AT Software, также не видит выхода в переквалификации компании в продуктовую, так как это «совершенно иной тип бизнеса». «Мы видим выход в предложении своих услуг там, где они имеют наибольшую добавочную стоимость, в тех областях, где мы являемся мировыми лидерами», — отметил он. Есть и фундаментальные причины, мешающие превращению аутсорсеров в продуктовые компании. «Переделать аутсорсинговую компанию в продуктовую сложно, аутсорсинг — это в основном исполнение готовых инструкций, продукт — инновация, и это требует иных ресурсов и иной структуры», — считает независимый эксперт ИТ-рынка Геннадий Смородин.

Представители других компаний рассказали, что считают развитие продуктового бизнеса возможным для себя. Так, по словам Анатолия Суркиса, исполнительного директора компании Digital Design, его фирма уже идёт этим путём. Ян Столяр, директор по развитию бизнеса компании «Эксперт-Система» отмечает, что одно из основных преимуществ российских разработчиков — умение качественно решать специфические бизнес-задачи клиента. Поэтому для российских компаний было бы не правильно просто переквалифицироваться в продуктовые. «Наиболее успешной стратегией развития рынка «заказного» ПО является производство таких продуктов, которые могли столь же эффективно учитывать все потребности заказчика, как и кастомизированные решения. Наша компания уже делает первые шаги на пути объединения преимуществ этих подходов», — заявил он. В «Астрософте» отметили, что бизнес компании уже достаточно диверсифицирован: у компании есть направление 1С, разработка собственных и заказных программных продуктов, и услуги по лицензированию ПО.

Ресурсы — в регионах

В условиях дефицита кадров в Петербурге и постоянного роста зарплат ещё одним выходом является или открытие петербургскими компаниями центров разработок в регионах, где указанные проблемы пока не так остры, или передача региональным разработчикам части работ на субподряд. Так, в июне этого года компания «Аркадия» открыла в Петрозаводске свой центр разработок, куда в 2008 году планируется привлечь 10-15 программистов. Выбор именно этого региона объясняется, во-первых, близостью к Петербургу, во-вторых — сильной школой подготовки программистов в Петрозаводском государственном университете. При этом часть работ компания отдаёт и на субподряд. «У нас есть ряд таких партнёров в СПб и других городах. Конкуренцию Москве и Санкт-Петербургу они составить могут и составляют — например, хорошо известно, что Новосибирск очень сильный регион в этом плане», — рассказал CNews Аркадий Хотин.

Такую же практику использует и Digital Design. Анатолий Суркис придерживается мнения, что пока большинство региональных разработчиков не могут составить конкуренцию Москве и Петербургу. «Сейчас существует лаг в несколько лет между уровнем развития региональных и столичных компаний в плане организации процесса и уровня менеджмента. Поэтому многие зарубежные компании пока предпочитают не иметь прямых отношений с региональными аутсорсерами. Но этот лаг будет сокращаться», — уверен Анатолий Суркис.

С ним согласен генеральный директор «Астрософт» Павел Васильев. «Менеджменту и специалистам по продажам региональных разработчиков не хватает опыта и навыков, чтобы на равных конкурировать со столичными коллегами. Наиболее приемлемый в этом случае путь для региональной компании — это заключить альянс с партнером из Москвы или Санкт-Петербурга», — считает он. Сейчас у «Астрософт» есть два центра разработок в регионах — в Красноярске и в Дубне, и пока что, по словам г-на Васильева, этого достаточно для того, чтобы не искать дополнительные рабочие руки.

«Рексофт» придерживается противоположной практики и на субподряд свои заказы не отдаёт. «Мы не отдаем работу суб-контракторам, так как одно из важнейших обязательств «Рексофта» перед клиентами — это уровень качества производимой нами продукции. При выносе разработки на сторону требуется довольно длительный и тщательный контроль со стороны компании, отдающей заказ, для того, чтобы правильно выстроить процессы, которые приведут к нужному, качественному результату», — заявила CNews Светлана Вронская. Однако, по её словам, это не означает, что в регионах нет достойных компаний, предоставляющих услуги по разработке ПО — имеются примеры успешных фирм, в портфеле заказов которых известные западные заказчики, а процессы налажены на уровне мировых стандартов. Как сообщила г-жа Вронская, в июле-сентябре 2008 года будет открыт первый центр разработки компании за пределами Санкт-Петербурга.

Схожего мнения относительно субподряда придерживаются в «Эксперт-системе». «Использование услуг аутсорсинга неизбежно влечет дополнительные расходы на, как минимум, отлаживание процессов взаимодействия, а также повышение квалификации подрядчиков, что для нас неприемлемо в силу довольно жестких требований к знаниям разработчиков и качеству ПО. Однако для более простых проектов такая схема, безусловно, имеет право на жизнь», — рассказал CNews Ян Столяр.

Валентин Макаров, президент «Руссофта», отмечает, что есть ещё один способ сохранения рентабельности — держать низкую цену разработки за счет создания центров разработки в странах с более дешевой рабочей силой (Вьетнам, Китай, Индия) и продолжать предоставлять услуги мировому рынку по широкому спектру технологий. И такой пример уже есть — в апреле этого года компания Luxoft открыла центр разработки ПО во Вьетнаме. Расценки на труд программистов в этой стране примерно вдвое ниже среднероссийских.

Слияния и поглощения: 5 за год

Несмотря на то, что регулярно приходится слышать о том, что тенденция последнего времени в ИТ-индустрии — это слияния и поглощения, анализ статистики показывает, что это совсем не так. По данным журнала «Слияния и поглощения» в России за январь-октябрь 2007 года во всех отраслях экономики было совершено 394 сделки M&А стоимостью более $5 млн. на общую сумму в $100 928 млн. По данным CNews Analytics, за этот же период в сфере ИТ было совершено 12 сделок, причём не все они были связаны с разработчиками ПО. При этом сделок на сумму более $5 млн., которые также попали в статистику «Слияний и поглощений» было не 12, а всего 7 (1,8% от общего числа).

В Петербурге в 2007 году официально было объявлено о трёх таких сделках. Летом прошлого года фирма «Ист Консепт», разработчик автоматизированных систем для отелей, санаториев, ресторанов, клубов, сферы услуг и торговли вошла в группу компаний ККС (Компьютерно-кассовые системы). Основной целью объединения называлось расширение сферы бизнеса и завоевание ведущих позиций в области автоматизации гостиниц, санаторно-курортных учреждений и ресторанов. В марте 2007 г. группа компаний «Систематика» приобрела бизнес питерской компании «Аэро Солюшенз», одного из ведущих российских консультантов и разработчиков технологий RFID. Объём сделки оценивается в $1-$2 млн.

В октябре 2007 года фирма НИТА («Новые информационные технологии в авиации»), занимающаяся разработкой решений для авиакомпаний, купила на аукционе по стартовой цене за 7,7 млн. руб. 25,51% акций регионального информационно-вычислительного центра (РИВЦ) «Пулково». В сферу деятельности РИВЦ «Пулково» входит разработка решений для продажи и бронирования билетов, визуального информирования и регистрации пассажиров в аэропорту. Из всех сделок M&A эта является минимальной по своему объёму.

В первом полугодии 2008 года в Петербурге также произошли две сделки среди разработчиков ПО. Питерский «Ланит-терком» и московская «Артезио» объединились в AT Software. Ранее холдингу «Ланит» принадлежало 60% акций компании «Ланит-Терком» и 90%. «Артезио». Во вновь созданной компании 90% акций принадлежит холдингу «Ланит», 10% — Андрею Терехову, ранее занимавшему пост генерального директора «Ланит-Терком». Таким образом, учитывая, что ранее у компаний был общий совладелец, контролировавший более 51% в каждой из фирм, данная сделка не является классическим M&A, скорее её можно назвать реструктуризацией в рамках холдинга.

В конце мая было объявлено о том, что фонд прямых инвестиций Earlier Stage Alternative Fund под управлением Renova Capital приобрел контрольный пакет акций петербургского разработчика систем автоматизированного перевода «Промт». Основной задачей, которую ставит новый акционер компании, в ближайшее время станет активное освоение международных рынков. На этом список сделок M&A среди петербургских компаний-разработчиков ПО за 2007 — первую половину 2008 г. исчерпывается.

Их время ещё не пришло

Сейчас руководители ИТ-фирм часто одновременно являются их владельцами и основателями, трепетно относящимися к своим детищам, что имеет свои последствия. «Сам процесс слияния и поглощения очень медленный и трудный. Здесь очень многое упирается в амбиции руководства той или иной ИТ-компании, материальные запросы, которые зачастую бывают необоснованно высоки», — отмечает Андрей Терехов.

Генеральный директор «АстроСофт» Павел Васильев считает, что питерский рынок пока не дотягивает до того уровня, когда слияния и поглощения становятся естественным процессом развития бизнеса. «Сейчас ситуация такова, что значительная часть денежных потоков сосредоточена в Москве, поэтому там подобные сделки обычно и происходят», — полагает он. Геннадий Смородин отмечает ещё один фактор — далеко не все компании в городе изначально создавались по принципу: вырастить и продать. Как следствие, внутренняя структура далека от прозрачности и плохо понятна возможным покупателям.

Помимо официально объявляемых сделках M&A между известными игроками на ИТ-рынке существует и второй уровень слияний и поглощений — присоединения небольших (численностью до 15 человек) групп разработчиков, часто никак юридически не оформленных, к крупным и средним компаниям. По словам Светланы Вронской, в 2007 году «Рексофт» присоединил к себе 2 таких группы.

Особенностью ИТ-индустрии является то, что основным активом компаний являются не материальные ценности, а сотрудники. В этих условиях альтернативой слияниям и поглощениям является переманивание к себе сотрудников других фирм за счёт предложения им более лучших условий. «Покупка оправдана только тогда, когда приобретаемая компания владеет редкой компетенцией, которая способна эффективно расширить и дополнить продуктовую линейку покупателя. Но такие случаи — редкость, особенно на нашем, относительно небольшом по сравнению, например, с Индией, рынке», — отмечает Ян Столяр.

Борьба с пиратством на руку продуктовым компаниям

Если для аутсорсинговых компаний проблема пиратства неактуальна по определению, то для продуктовых фирм она является весьма важной. В Петербурге за прошедший год почти не осталось мелких точек по продаже нелицензионного ПО, ранее в большом количестве располагавшихся в переходах метро и торговых центрах. Теперь те из них, что остались функционировать, перешли на недорогой лицензионный софт (в основном игры и обучающие программы) и лицензионную аудио и видео- продукцию. Также правоохранительными органами был нанесён удар по крупным игрокам рынка — сети «505», «Орби», рынок «Юнона» и др.

Эти меры дали свой результат. Так, по словам Виталия Янко, коммерческого директора петербургской компании Agnitum, производителя линейки ПО Outpost, произошёл резкий рост объема поставок и продаж коробочного ПО в рознице, ориентированного на домашних пользователей, а также к росту объема продаж лицензий для организаций. Также, по его словам, в последнее время среди частных пользователей все чаще «легализуются» давние «пираты», привыкшие к продукту и желающие поддержать производителя покупкой в тот момент, когда бюджет стал позволять им приобрести лицензионное ПО.

Сейчас продвижение продуктов подобных компаний идёт в трех основных направлениях: поставки в розничные сети и дистрибьюторам коробочных версий — в России, Украине и в Петербурге; онлайн-продажи; поставки лицензий в организации через партнерскую сеть. Также за последний год было проведено несколько пробных поставок ОЕМ-лицензий производителям ПК. Для последних эта мера является стимулированием потенциальных покупателей ПК.

На примере структуры продаж Agnitum можно отметить, как она отличается в России и на Западе. Если за границей продажи идут в основном через интернет (соотношение 80:20 в пользу онлайна), то в России интернет-продажи дают только 45%. При этом засчет выхода компании на рынок антивирусных решений и взрывного (на 78%) роста продаж в России и СНГ в 2007 году соотношение продаж Россия-Запад в обороте Agnitum изменилось с 25:75 до 30:70.

Даниил Иванов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS