версия для печати

Александр Артюхов

Александр Артюхов:

Для крупных торговых сетей процесс модернизации является по сути перманентным

На вопросы CNews ответил исполнительный директор дирекции информационных технологий ТД «Копейка» Александр Артюхов.

CNews: Какие тенденции информатизации российских торговых сетей вы можете отметить в числе ключевых в 2008-2009 г.?

Александр Артюхов: Последние полтора года прошли «под знаком кризиса». Поэтому именно он стал определяющим фактором формирования тенденций, главной из которых явилась оптимизация затрат на ИТ. Следствием этого стал целый ряд ключевых тенденций. Это, в первую очередь, рост интереса к ERP-системам или развитию их функциональности. Данная тенденция обусловлена потребностями в реорганизации бизнес-процессов компаний.

Второй важной задачей для торговых сетей стала оптимизация ИТ-инфраструктуры. Сюда можно отнести модернизацию или полное обновление «железа», переход на новые технологические платформы, а также виртуализацию и консолидацию серверных ресурсов компаний. Отдельно хочется упомянуть наметившийся интерес рынка к кассам самообслуживания.

Все более актуальным для ритейлеров становится внедрение и развитие систем корпоративной отчетности и бизнес-аналитики. Актуальность темы очевидна – данный инструментарий весьма полезен для выбора и оценки верности выбранной стратегии компании в кризисный период, он повышает оперативность и точность принятия решений.

В качестве дополнения хочется также отметить тенденцию оптимизации собственно ИТ-процессов в торговых компаниях, в том числе и за счет внедрения ITSM.

CNews: Насколько существенным оказалось сокращение ИТ-бюджетов для российских продовольственных торговых сетей – по сравнению с другими сегментами ритейла?

Александр Артюхов: Отрицать сокращение ИТ-бюджетов вообще - означало бы погрешить против истины. Вместе с тем, по сравнению с другими сегментами ритейла «среднестатистическое» сокращение ИТ-бюджетов в продовольственных торговых сетях все-таки было более щадящим. По имеющимся данным, сокращение ИТ-бюджетов в непродуктовом ритейле составило в среднем 30-50%, тогда как в продуктовом - не выше 15-20%. При этом, в некоторых компаниях вообще наблюдался рост расходов на ИТ.

CNews: Снизил ли кризис возможности ритейлеров по использованию противокражных технологий? Как вы оцениваете уровень ИТ-защищенности российских продовольственных сетей эконом-класса от воровства (как покупателей, так и собственных сотрудников)?

Александр Артюхов: В кризис, к сожалению, воровать меньше не стали. Скорее, наоборот. Судя по статьям в прессе, кражами уже не гнушаются даже представители среднего класса. С возрастанием относительной величины потерь за счет воровства сокращение расходов на противокражные технологии вряд ли оправдано - даже в кризис. Скорее всего, затраты на противокражные технологии, как минимум, не уменьшились.

Что касается уровня защищенности от воровства сетей эконом-класса, то, наверное, стоит делать акцент не только и не столько на ИТ. Как правило, информационные технологии слабо помогают от воровства собственного персонала. Говорят, что от дурака защититься можно, но только от не очень изобретательного. Поэтому наиболее действенным методом борьбы с воровством является комплекс специальных мер, включающий как организационно-административные меры, так и ИТ-защиту. Подобный подход позволяет бороться с воровством более эффективно - при относительном уменьшении затрат на ИТ-составляющую.

CNews: В одном из интервью вы отмечали, что кризис сыграл не только негативную, но и позитивную роль, дав возможность бизнесу задуматься об эффективности собственных процессов. К каким выводам по этому поводу пришла в кризис ваша компания? Какие шаги были предприняты для повышение эффективности бизнеса посредством ИТ?

Александр Артюхов: Вопросы эффективности и оптимизации бизнес-процессов стали волновать руководство нашей компании еще задолго до кризиса. Кризис послужил здесь своего рода катализатором, позволил систематизировать и расширить спектр начатых ранее изменений. Для осуществления планируемых преобразований потребовалось внедрение ряда ИТ-инструментов, которые позволили резко сократить трудозатраты на выполнение каждодневных операций. К таковым можно отнести BI-систему, адаптацию ITSM-процессов для бизнеса, существенное расширение функциональности торговой системы от фронт-офиса до бэк-офиса, виртуализацию серверных ресурсов.

Следует отметить, что акцент при внедрении ИТ-решений делается на быстрые результаты и окупаемость, общую эффективность и технологичность. Причем бизнес-подразделения не только выступают в роли заказчиков: они активно участвуют и руководят процессами внедрения. Такой подход приводит к более качественной проработке функциональности, понятным инструктивным материалам и сокращению времени внедрения и адаптации новых процессов.

CNews: Известно, что в прошлом году «Копейка» столкнулась с необходимостью проведения ранее запланированной модернизации инфраструктуры. Удалось ли реализовать данный проект в объемах, близких к первоначальным?

Александр Артюхов: Для крупных торговых сетей процесс модернизации является по сути перманентным. Ежегодно мы планируем замену кассовой техники, предусмотренную законодательством, а также модернизацию узлов инфраструктуры для повышения общей производительности ИТ-систем и снижения затрат на их обслуживание и администрирование.

Если говорить о реализации планов уходящего года по модернизации, то исполнено практически все, что было запланировано. К сожалению, это произошло не в срок и не до конца, что связано с изменением схемы поставки оборудования одного известного вендора. Насколько мне известно, с этой проблемой столкнулась не только наша торговая сеть. Но ведь сдвиг сроков поставки сильно влияет и на доступность ресурсов для модернизации, и на возможность ее осуществления в принципе. В частности, декабрь для ритейлеров – самый жаркий месяц. О какой модернизации может идти речь, когда все специалисты заняты поддержкой операционной деятельности, когда простои ИТ-систем (пусть и во имя благих целей модернизации) в принципе недопустимы? Полагаю, что вендор - если его действительно интересует мнение заказчиков - должен в следующий раз хорошо подумать, прежде чем что-то менять в сложившейся и устраивающей всех системе поставок.

CNews: Каковы результаты проекта по переходу на новую версию СУБД Oracle под ERP SAP R/3, реализованного вашей компанией в 2009 году? Какие возникли проблемы и насколько вы застрахованы от их повторения при очередном обновлении ПО Oracle?

Александр Артюхов: Отличительной особенностью перехода на новую версию СУБД Oracle для ERP-системы в канун нового 2009 года явилось то, что времени на подготовку процесса практически не было. Возможные периоды т.н. downtime - отключений ERP-системы - относятся к Новому году, времени минимальной нагрузки на систему. Это время – единственное для нас окно, когда можно реализовывать такие масштабные и достаточно рискованные изменения, как переход на новую версию базовой СУБД. При минимальном времени на подготовку перехода мы вряд ли своими силами смогли бы осуществить его и справиться с последствиями. Не секрет, что переходы на новую СУБД или новое «железо» требуют достаточно длительного периода последующих настроек, «тюнинга» систем - для достижения ими плановой или хотя бы достаточной для нормальной работы производительности.

В нашем случае, благодаря помощи специалистов Oracle и их партнеров - компании «РДТех», нам удалось в трехдневный срок осуществить настройку работающей продуктивной системы, причем без отключения пользователей и с минимальным числом перезагрузок. Однако основным результатом перехода на новую версию СУБД явилась возможность последующего «сжатия» посредством партиционирования продуктивной базы данных и сокращения ее объема более чем вдвое – с 19 до 9 ТБ – при одновременном увеличении производительности большинства транзакций на 10-70%.

В ближайшем будущем мы не планируем переход на новые версии СУБД Oracle. Однако если возникнет такая необходимость, то минимизировать риски возможно будет благодаря качественной поддержке процесса специалистами Oracle и партнеров, а также тщательному планированию и длительной процедуре подготовки к переходу.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшей информатизации бизнес-процессов компании?

Александр Артюхов: Развитие информационной системы планируется в рамках утвержденной ИТ-стратегии компании. Предполагается, что наша компания будет уделять равное внимание развитию бизнес-приложений и инфраструктуры. В ближайшей перспективе основной акцент будет делаться на ИТ-обеспечении логистики. Несмотря на то, что у нас имеется достаточно продвинутая и удовлетворяющая бизнес-заказчика система управления складом и транспортной логистикой, мы видим серьезный потенциал ее развития.

Дальнейшая модернизация ожидает торговую систему и систему управления товарными запасами. Планируем также развивать систему бизнес-отчетности, расширять функциональность бизнес-аналитики, наращивать средства коллективной работы на базе корпоративного портала и функциональность Service Desk. Для обеспечения потребностей растущего бизнеса планируется дальнейшая модернизация продуктивного и резервного ЦОДов, а также развитие телекоммуникационной инфраструктуры компании и системы информационной безопасности. Основной упор здесь делается на минимизации рисков для бизнеса. Отдельно следует отметить развитие ИТ-услуг и расширение метрик оценки их качества для бизнеса.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS