Приоритетные национальные проекты: первые итоги и новые задачи

Приоритетные национальные проекты: первые итоги и новые задачиПриоритетные национальные проекты, как источник модернизации страны и перехода к новому качеству жизни, привлекают широкое общественное внимание. Основой их успеха является программно-целевой системный подход. При этом федеральный центр и регионы работают как единая властная машина, а деньги выделены на решение строго определенных задач, что позволяет максимально эффективно их использовать. Проработан четкий механизм и принципы отчетности о проделанной работе, позволяющие выявить инфраструктурные ограничения и препятствия для реализации проектов.

Проблемы здравоохранения, образования, жилищной и аграрной сфер в течение нынешнего и прошедшего года стали ключевыми направлениями работы органов государственной власти. При этом наряду с решением конкретных задач формировался новый для нашей страны так называемый проектный подход в государственном управлении, принятый в рамках реформы бюджетных отношений и процессов разграничения полномочий между уровнями власти. Национальные проекты помогли стимулировать инициативу субъектов управления, скоординировать усилия властей разных уровней, бизнеса и профессиональных сообществ, придали новую динамику развитию социальной сферы, АПК, строительного комплекса, смежных отраслей.

Особое внимание первичному звену

В здравоохранении и образовании развитие первичного звена предоставляемых медицинских и образовательных услуг является основным показателем их доступности и качества. Муниципалитеты, в бюджетной ответственности которых до сих пор было обеспечение этого уровня здравоохранения, оказались не в состоянии качественно и эффективно выполнять свои обязанности. В результате первичное звено оказалось близким к недееспособности.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» удалось достигнуть некоторых позитивных результатов в развитии первичной медицинской помощи. Одна из ключевых проблемных зон в здравоохранении — участковые службы, где сохраняется хронический кадровый дефицит и низкое качество лечения. В результате предпринятых мер уже в 2006 году начался приток кадров в первичное звено. Работу терапевтов, педиатров, врачей общей практики в прошедшем 2006 году выбрали тысячи выпускников медицинских вузов и медицинских училищ, что может служить показателем престижности специальности.

В области здравоохранения предпринят целый комплекс мер, направленных на повышение качества медицинской помощи, а также социального и профессионального статуса медиков. Значительно повышена оплата труда различных категорий медицинских работников. Всего в 2006 году заработная плата и иные выплаты были увеличены 680 тыс медиков, что составляет около одной трети состава врачей среднего и младшего медицинского персонала в РФ. 12500 медицинских работников1 повысили свою квалификацию, что вдвое превышает запланированные показатели. Диагностическим, санитарным и другим оборудованием оснащено более 5500 медицинских учреждений. Проведены эффективные мероприятия по профилактике, выявлению и лечению ряда серьезных заболеваний.

Основной задачей проекта «Здоровье» становится изменение самой сути здравоохранения. Население страны должно меньше болеть, а те, кто болеют, должны получать качественную медицинскую помощь. Пока, по результатам проведенных диспансеризаций, только 17%1 российских граждан могут быть признаны здоровыми.

Национальный проект «Здоровье» в ходе своей реализации позволил оценить, насколько важно внедрение информационных технологий в данной сфере. Для процессов информатизации здравоохранения, развивающихся в стране в настоящее время, характерна разрозненность информационных систем,  невозможность обобщения информации и принятия на ее основании глобальных управленческих решений. В настоящее время в российских лечебных учреждениях представлено от 250 до 826 программных продуктов2 для медицины. В результате развития этой ситуации в здравоохранении не существует единого информационного пространства, нет стандартов электронного обмена информацией и интегрированных систем, на основе которых  могли бы осуществлять коммуникации организации, причастные к отрасли.

В 2007 году в рамках национального проекта планируется разработка программы по внедрению единой системы управления, мониторинга, планирования, контроля исполнения и поддержки принятия решений в области здравоохранения и социального развития как части электронного правительства. В настоящее время формируются первые элементы этой системы. Создается Федеральный регистр медработников, регистр медицинской техники и регистр медицинских учреждений. В отдельных регионах России уже реализуется программа создания единого информационного пространства здравоохранения.

В 2007 году начинается отработка новых моделей модернизации управления системами образования и здравоохранения. Предполагается значительное повышение качества услуг и эффективности этих отраслей. Субъекты РФ, осуществляющие комплексные программы в этом направлении, получат специальную федеральную поддержку в рамках экспериментальных регионов и особый режим финансирования. Эффективность новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования будет испытана на практике.

От талантливых детей до талантливых образовательных программ

Школы и учителя являются основой системы образования. Стимулирование вузов и талантливой молодежи, поддержка конкретного педагога стали главными направлениями работы в сфере развития образования, при этом на каждое из них был выделен соответствующий объем средств.

Основной целью приоритетного национального проекта «Образование» стало стимулирование учебных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. При этом проблемой оказалось найти именно инновационные образовательные программы, которых было немного. 17 российских вузов, инновационные образовательные программы которых были признаны наиболее интересными и перспективными, получили на реализацию этих разработок около 5 млрд. рублей1. В конкурсах, при этом, участвовало около 200 вузов, а на 2007 год подано еще большее количество заявок. Эти цифры свидетельствуют о том, что сотни вузов и десятки тысяч школ готовы соревноваться и разрабатывать свои конкурентоспособные образовательные программы. С начала 2007 года инновационные школы станут центрами повышения квалификации педагогов.

Системой становится поддержка талантливой молодежи и учителей. В 2006 году присуждены премии от 30 000 до 60 000 рублей1 более чем 5000 победителям и призерам международных олимпиад и конкурсов. Одновременно отобранные по результатам конкурса 10 000 российских учителей получили финансовую поддержку и предъявили лучшие образцы отечественного образования – педагогического опыта, который необходимо обобщать и пропагандировать. Однако гранты отдельным учителям, усиливая конкуренцию между ними, пока не решают общей проблемы низкой зарплаты преподавателей. Кроме того, на практике заполнение огромного количества форм отчетности становится часто оборотной стороной получения дополнительной финансовой помощи и серьезной нагрузкой для учителей.

Важной задачей внедрения современных образовательных технологий в 2006–2007 году является выравнивание уровня оснащенности образовательных учреждений современным информационно-коммуникационным оборудованием и доведение количества образовательных учреждений, имеющих доступ к сети интернет, до 100%. Работа в рамках этого направления включает закупку и установку в школах компьютерного оборудования, масштабное подключение его к сети интернет, внедрение мультимедийных продуктов.

На централизованное подключение к сети интернет в 2006 году было предусмотрено выделение из федерального бюджета 1,5 млрд. рублей. Все необходимые мероприятия по подключению в 2006 году к интернету 23000 общеобразовательных учреждений, вместо запланированных 18000, осуществлены с опережением графика, что является  наглядным показателем эффективности проведенной работы. На сегодня к интернету подключено уже более 50 000 российских школ — 95% от общего количества подключаемых учебных заведений. Учащиеся не только городских, но и сельских школ смогут пользоваться электронными библиотеками и современными образовательными ресурсами, а преподаватели  - повысить свой профессиональный уровень, использовать в учебном процессе новые методики, что приведет к существенному повышению доступности качественного образования. К 1 декабря 2007 г. доступом в Сеть должны быть обеспечены все образовательные учреждения. Предусматривается не только предоставление доступа в интернет, но и оплата круглосуточного безлимитного доступа в течение двух лет с момента подключения.

Разработана межведомственная программа развития университетов. На базе нескольких университетов создаются два крупнейших университетских центра международного уровня в Южном и Сибирском федеральном округах, разрабатывающие новые направления подготовки студентов, востребованные на международном уровне. В 2007 году они получат на развитие учебного процесса 56 млрд. рублей1. В Петербурге и в Москве создаются отвечающие современным международным требованиям бизнес – школы для подготовки менеджеров высшего уровня.

В 2007 году будет осуществляться несколько новых направлений проекта «Образование». Проводится конкурс на государственную поддержку субъектов РФ, предлагающих наиболее яркие инновационные региональные программы развития образования. Одновременно осуществляется поддержка образовательных учреждений начального и среднего образования, которые реализуют современные образовательные технологии на практике. Проводится политика дальнейшего повышения доходов учителей.

Проект «Образование» в целом получил наибольшее количество позитивных оценок общественности. Именно в этом направлении обозначилась особая активность региональных институтов власти, которые обеспечили финансирование отдельных программ на уровне, адекватном федеральному. Анализ полученных из регионов отчетов о расходовании средств позволил обеспечить выход на необходимые объемы финансирования.

Однако ряд направлений проекта, как отмечают аналитики, до сих пор непроработан. Образование в целом должно стать более доступным. Необходимо уделить особое внимание развитию дошкольного образования, поскольку в последние годы значительно сократилось как количество дошкольных учреждений, как и процент детей, их посещающих. Необходимо восстановление системы бесплатного среднего образования, создание эффективной системы социальной поддержки детей и студентов из малообеспеченных и проблемных семей.

Развитие сельского хозяйства и обеспечение комфортным жильем

Национальный проект развития АПК дал серьезный импульс развитию малых форм хозяйственных предприятий. В 2006 году объем выданных им дешевых долгосрочных кредитов составил 40 млрд. рублей1, что в 15 раз больше, чем в 2005 году (при количестве заемщиков более 100 000 человек и организаций). Особенно заметен спрос на кредиты в рамках личных подсобных хозяйств. Национальный проект АПК направлен также на развитие сети потребительских кооперативов. В 2006 году их было создано 2117 единиц1, что в два раза превышает запланированный уровень.

Развивается льготное кредитование крупных животноводческих комплексов, при этом государство особенно поддерживает тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2006 года в субъектах РФ выдано сельскохозяйственных кредитов на 50 млрд. рублей1, что превышает на 20% запланированные объемы. За счет кредитных ресурсов идет строительство и модернизация 1240 животноводческих комплексов. Особенно эффективными оказались лизинговые механизмы. По лизингу в 2006 году поставлено более 50000 голов племенного, высокопродуктивного крупного рогатого скота и оборудования для содержания 185000 голов. Внедрение современных технологий способствует значительному повышению производительности труда, созданию новой культуры работы на сельскохозяйственных предприятиях.

Одной из перспективных тенденций развития АПК должна стать информатизация. Опыт модернизации АПК в развитых странах демонстрирует неизбежность перехода в сельском хозяйстве к промышленному использованию информационных систем. В настоящий момент в России наиболее сильные сельхозпредприятия создают собственные информационные службы, другие используют лишь отдельные системы и подсистемы, как правило, не связанные между собой функционально. В этих условиях государству необходимо взять на себя роль координатора перемен в сфере информатизации, сформировать нормативную и технологическую базу, способствующую развитию информатизации АПК, вовлечь в этот процесс многие агропромышленные предприятия.

В области обеспечения граждан России доступным жильем показателем развития является объем выданных на эти нужды кредитов. По данным Банка России, на октябрь 2006 года было выдано 160 млрд. рублей, что на 40% больше заданных параметров. Снизилась ставка по ипотечным кредитам до 11% годовых, чему способствовала также благоприятная экономическая ситуация в стране. 50 млн.1 квадратных метров жилья введено в 2006 году, что на 15 % больше, чем в 2005.

В национальном проекте подчеркнуто, что жилье должно быть доступно для людей с разным уровнем достатка. В связи с этим необходимо развивать весь спектр финансовых механизмов, которые используются гражданами для приобретения жилья. И, прежде всего, необходимо содействовать понижению кредитной ставки в рамках классической ипотеки. Заслуживает особого внимания так называемая социальная ипотека3 в рамках жилищно-накопительных программ, позитивный опыт реализации которой накоплен уже во многих регионах. Отдельно рассматривается вопрос о поддержке молодой семьи. В 2006 году 37000 молодых семей1 получили новое жилье, из них 12000 на селе. В 2007 году будет проработан и уточнен механизм этой поддержки, он должен стать более эффективным, как и механизм работы накопительной системы для покупки жилья через так называемые стройсберкассы, которые, предъявляя меньше количество требований к заемщикам, делают ипотечные кредиты более доступными.

В 2006 году был законодательно определен и порядок предоставления субсидий и государственных гарантий на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Эти гарантии  выдаются юридическим лицам, то есть застройщикам и предприятиям ЖКХ. Муниципалитеты получили право передачи в залог земельных участков, которые предназначены для целей жилищного строительства, что облегчит получение кредитов на создание коммунальной инфраструктуры.

Процессы информатизации в сфере строительства и недвижимости в настоящий момент охватывают множество проектов в области земельного и гражданского права, землеустройства, технической инвентаризации. Широкое распространение информационных технологий и внедрение электронного документооборота позволит упростить процедуры возникновения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, решение вопросов, сопровождающих образование новых объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Однако наиболее восприимчивой к процессам технологического оснащения и информатизации сферой является ЖКХ4. Информационные системы могут стать инструментом, позволяющим подготовить инвестиционные проекты, осуществлять мониторинг проблемных зон, получить информацию о фактическом потреблении ресурсов, организовать взаимодействие с обслуживающими компаниями, удаленный контроль состояния бытовой техники. Тем не менее, пока процессы информатизации жилищной сферы в России развиты слабо. Они должны стать частью будущей государственной политики по реформированию жилищной отрасли.

Демографическое развитие

Не смотря на все предпринятые усилия, демографическая ситуация в России остается серьезной. Рождаемость в России за последние 15 лет сократилась на 22,4%, и на 42,8% выросла смертность. В настоящий момент чрезвычайно важна целостная политика повышения рождаемости и понижения смертности от управляемых причин, а также решение вопросов миграции. В 2006 году была разработана программа по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

Реализован ряд мероприятий в рамках программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Существенно повышены пособия по уходу за ребенком до полутора лет – 1500 рублей в месяц на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей. Введено новое единовременное пособие на ребенка при всех формах устройства ребенка, замещающих семью. Установлен порядок компенсации части родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения. С 1 января 2007 года на практике заработала программа «Материнский капитал» за второго и последующих детей.

Динамика младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми)

Динамика младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми)

Источник: Руслан Хальфин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доклад от 16.02.2007 на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительных директоров территориальных фондов ОМС

В январе 2008 года приоритетный национальный проект «Здравоохранение» будет дополнен рядом мероприятий, которые направлены на снижение смертности от управляемых причин. Это, в первую очередь, меры по организации более быстрой и качественной высокотехнологичной помощи при ДТП. При острых отравлениях технологии нового уровня позволят улучшить работу по выведению человека из состояния интоксикации (например, с помощью широкого использования аппарата искусственной почки). Развитие и широкое распространение современных, более эффективных способов и методов диагностики и лечения позволят уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Ключевую роль в демографической политике должны сыграть региональные и местные власти. При этом задачей федеральных властей является установление общих правил, норм и гарантий, которые могут работать, если они получат соответствующую поддержку в регионах. Именно на создание этих гарантий необходимо направить усилия властей сегодня. На федеральном уровне уже создана необходимая нормативно-правовая база. В настоящий момент регионы начали получать субсидии из федерального бюджета на поддержку демографической политики.

Национальные проекты позволили апробировать новые подходы к государственному управлению и подготовить их к широкомасштабному внедрению по другим направлениям. На этом опыте происходит проверка конструкций и механизмов модернизации страны. Проекты затронули только четыре ключевые социально-экономические сферы. Однако на практике, они не только влияют на социальные показатели, но и стимулируют рост экономической активности, развитие строительства жилья, модернизации агропромышленного комплекса, образования, здравоохранения, неизбежно вовлекая в этот процесс всю страну. Развиваются смежные отрасли и производства. Исполнение проектов требует дальнейшей модернизации государственного управления и формирования новых отраслевых и межотраслевых стратегий.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS