Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Михаил Мишустин: У нас существуют ресурсы, ценность которых сомнительна и, в конечном счете, это снижает эффективность работы МНС

Михаил МишустинНа вопросы CNews.ru ответил Михаил Мишустин, заместитель министра по налогам и сборам РФ. В ходе интервью обсуждается ход информатизации ведомства и планы развития ИТ на ближайшие годы.

CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в деятельности МНС? Можно ли говорить, что влияние ИТ на основную деятельность министерства увеличивается?

Михаил Мишустин: Для того чтобы обеспечить эффективность работы, наша система должна работать как хорошо отлаженный, механизм, а значит — быть управляемой. Степень управляемости в значительной мере определяется тем, насколько хорошо поставлены сбор, обработка и анализ информации для принятия решения. Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня важнейшим фактором обеспечения эффективной результативности нашей работы. В наиболее развитых странах идет процесс перехода к качественно новым организационно-технологическим моделям организации труда, в основе которых роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания, не знающие материальных границ и легко перемещаемые посредством информационно-коммуникационных технологий.

Для автоматизации деятельности налоговых органов в 1992 году был разработан проект АИС «Налог», призванный увязать информационные процессы и операции, производимые в налоговых органах в единую систему, синхронизировать их по времени и определить оптимальные алгоритмы обработки информации. Сегодня АИС «Налог» — трехуровневая автоматизированная информационная система (ИМНС — УМНС — МНС), связанная единой транспортной средой, состоящей из 1276 телекоммуникационных узлов «Дионис», работающих круглосуточно.

Влияние ИКТ на основную деятельность МНС России увеличивается с каждом годом, так как растет поток обрабатываемой информации и в ручную его обработать просто невозможно.

CNews.ru: Каким образом вырабатывается ИТ-стратегия в вашей организации, насколько она коррелирует с общей стратегией развития министерства? Привлекаются ли к этой работе внешние консультанты и интеграторы или только ИТ-подразделение МНС?

Михаил Мишустин: Для выработки ИТ-стратегии в МНС России создан Совет конструкторов АИС «Налог». И хотя совет конструкторов — это рекомендательный орган, который подчинен непосредственно министру РФ по налогам и сборам, все стратегические решения обсуждаются на нем. Привлекаем мы к этой работе и внешние организации, но, в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», на конкурсной основе.

CNews.ru: Какая часть потребностей министерства в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?

Михаил Мишустин: Всего формализовано 157 процедур с использованием технологии ConOps (Concepts of operation Training). Завершена работа над выпуском документации, включающей описания диаграмм процесса, поэтапного выполнения и взаимосвязи с другими процессами, форм входных и выходных документов, носителей данных, перечня используемых нормативных документов, оценки трудоемкости каждой операции процесса, предложений по оптимизации организации работы.

На сегодняшний момент времени наша ИТ-система построена по модели «владелец ресурса — пользователь». Недостатком этой модели является, то, что владелец ресурса не заинтересован в пользователе. Поэтому у нас существуют ресурсы, ценность которых сомнительна с точки зрения основной деятельности МНС и, в конечном счете, это снижает эффективность и качество контроля соблюдения налогового законодательства. Нам нужно изменить модель взаимодействия — перейти к модели услуг. Если нет потребителя — нет и услуги, а значит и не нужен поставщик.

CNews.ru: Какое место в ИТ-технологии вашей организации занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-технологий в вашей организации?

Михаил Мишустин: Возможность доступа к интернету и проникновение в повседневную жизнь людей информационных технологий изменили требования к информационному взаимодействию. Теперь потребители хотят получать информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки. Как это реализовать? Ответ — через портал. Не пытаясь формально определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотреться к общим характеристикам для всех порталов.

Прежде всего порталы схожи своим предназначением — собирать для предоставления ИТ-услуг потребителям информацию из различных источников, ее хранение и трансформация. Важной особенностью современного портала является персонализация — возможность настроить представление информации ИТ-услуги по своему желанию. Портал — это современный инструмент взаимодействия потребителей ИТ-услуг. В интернете широко распространены неформальные дискуссии посетителей сайтов с целью обсуждения последних новостей и получение ответов на заданные вопросы.

Также следует отметить что портал, это единый доступ к ведомственным ресурсам, решающий несколько проблем. Во-первых, придание одного интерфейса разрозненным информационным системам. Во-вторых, развертывание электронной библиотеки документов с продуманной внутренней структурой, эффективной системой поиска и надежной схемой разграничения прав пользователя. В-третьих, создание отправной точки поиска информации внутри организации. Кроме того, портал решает задачу предоставления разработчикам приложений строгой архитектуры, интегрирующей создаваемые компоненты.

В настоящее время у нас ведутся работы по созданию АИС «Портал». Портал МНС России состоит из двух уровней — внутренний (для УМНС и ИМНС) и внешний (для налогоплательщиков), каждый со своим уровнем услуг.

CNews.ru: Какие задачи по информатизации кроме создания портала стоят на повестке дня сегодня? Что уже решено и является предметом вашей гордости?

Михаил Мишустин: Наиболее важным документом, определяющим стратегию развития налоговых органов РФ в 2002–2004 годах, была утвержденная постановлением правительства от 21 декабря 2001 г. № 888 федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002–2004 годы)». Развитие налоговых органов России в рамках Программы было направлено на выполнение ряда функций и процедур налогового администрирования, в числе которых: создание и развитие системы государственной регистрации юридических и физических лиц и совершенствование системы учета налогоплательщиков; контроль за стабильным поступлением налогов и сборов; сегментация налогоплательщиков и создание эффективной системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков; внедрение электронного документооборота; внедрение прогрессивных форм организации налоговых органов; централизация обработки данных; внедрение современных ИТ-технологий.

Что нам нужно еще сделать в ближайшее время? Основой нашей работы должна стать централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций МНС России по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования информации налоговых органов всех уровней. Централизация процесса ввода налоговой отчетности позволяет повысить производительность ввода данных в 6–7 раз. Это освободит персонал инспекций от исполнения рутинных операций, предоставит налоговому инспектору информацию, необходимую для работы с налогоплательщиками.

Необходимо выполнить другие не менее важные задачи, связанные с осуществлением налоговыми органами с 1 января 2004 года государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и реализацией в государственной регистрации принципа «одного окна». Должна быть продолжена работа по информационному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком, внедрению внутриведомственного электронного документооборота, по передаче налогоплательщиками налоговой отчетности по каналам связи. Все это позволит улучшить обслуживание налогоплательщиков.

Надлежит организовать оснащение и функционирование центров электронной обработки данных. Предстоит построить такую систему администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налогоплательщике, его операциях и динамике начислений налогов, сведет к минимуму возможности уклонения от налогообложения.

Для закрепления достигнутых положительных результатов МНС России вышло в правительство с предложением о принятии соответствующей федеральной целевой программы на период 2005–2008 годов и предложило c 1 июля следующего года — ввести систему НДС — счетов; c 1 января 2005 года — решить проблему возмещения НДС по экспортным операциям, капитальным вложениям, авансовым платежам; с 1 июля 2005 года — ввести систему электронных счетов-фактур.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS