версия для печати

Рейтинг CNewsAnalytics: Уровень информатизации крупнейших банков России 2009

Рейтинг CNewsAnalytics: Уровень информатизации крупнейших банков России 2009

Очередной ежегодный рейтинг уровня информатизации крупнейших банков России по итогам 2008 г., подготовленный CNews Analytics, вероятно, фиксирует последние результаты ИТ-стратегий, реализуемых в этом секторе на протяжении почти 10 лет. Одними из первых пострадавшие от кризиса отечественные банки сегодня вынуждены серьезно пересматривать свои подходы к проектам и затраты на ИТ. По всей видимости, ранкинг по итогам 2009 г. претерпит значительные изменения.

В рейтинге CNews Analytics по итогам 2008 г. участвуют 30 крупнейших кредитных организаций по данным ЦБ РФ на 1 января 2009 г. Всего экспертами рассматривались 50 финансовых институтов, включая представительства иностранных банков, работающих в России — «Райффайзенбанк», «Ситибанк», «Юникредит Банк», BSGV и пр.

В рамках исследования уровня информатизации крупнейших банков РФ в 2009 г. CNews Analytics были опрошены более 40 крупнейших кредитных организаций РФ, а также около 50 интеграторов и вендоров. В итоге была сформирована экспертная группа из представителей 20 компаний. 

Экспертам предлагалось дать оценку следующим ИКТ-системам банков:

  • Системы автоматизации банковской деятельности (АБС): с точки зрения функциональности, надежности, гибкости, масштабируемости, современности
  • Автоматизация розничного обслуживания
  • Автоматизация кредитования
  • Автоматизация работы с пластиковыми картами
  • Системы электронных услуг «банк-клиент», интернет-банкинг: полноценные взаимосвязанные комплексы дистанционного банковского обслуживания, максимальное упрощение процедуры доступа
  • Мобильный банкинг
  • Автоматизация операций на фондовых и валютных рынках
  • Автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
  • Автоматизация управленческой отчетности
  • Системы бизнес-анализа (BI)
  • Интеграционная платформа
  • Защита информации
  • Телекоммуникационные решения: IP-сети, call/контакт-центры, IVR, видеоконференцсвязь и пр.
  • Управление ИТ-инфраструктурой.

Среди рассматриваемых параметров с поправкой на реалии «нового времени» - изменившуюся экономическую ситуацию в стране, которая диктует новые требования, в том числе и к информационной составляющей бизнеса – наибольший вес был присвоен, в частности, системам CRM, BI, а также интеграционной платформе, уровню защиты информации, телекоммуникационной инфраструктуре и качеству управления ИТ-инфраструктурой в целом. В заметно усложнившихся условиях работы на этом рынке банкам приходится теперь обеспечивать прежний (и даже более высокий) уровень клиентоориентированности, гибкости и надежности при сильно сократившихся бюджетных средствах, в том числе и на ИТ.

Уровень информатизации крупнейших банков России 2009
Ранг 2009 Ранг 2008 Название банка Город
1 1 ВТБ Москва
2 14 BSGV  
3 - Траст Москва
4 18 Райффайзенбанк Австрия  
5 3 Альфа-Банк Москва
6 6 Газпромбанк Москва
7 2 Юникредит Банк  
8 10 Уралсиб Москва
9 8 Петрокоммерц Москва
10 4 УРСА Банк Новосибирск
11 17 Банк Москвы Москва
12 7 ВТБ 24 Москва
13 12 Транскредитбанк Москва
14 15 Возрождение Москва
15 - ОТП Банк  
16 - Русфинанс Банк Москва
17 5 Росбанк Москва
18 24 Сбербанк Москва
19 13 Промсвязьбанк Москва
20 - Русь-Банк Москва
21 9 Номос-Банк Москва
22 16 АК Барс Казань
23 25 МДМ - Банк Москва
24 20 Абсолют Банк Москва
25 26 Ситибанк   
26 22 Санкт-Петербург С-Петербург
27 23 Глобэкс Москва
28 30 Международный Промышленный Банк Москва
29 - Ренессанс Кредит Москва
30 28 Зенит Москва

Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2009

Первое место в ранкинге сохраняет ВТБ, традиционно демонстрирующий высокие оценки по всем рассматриваемым направлениям информатизации. Со второй строки в этот раз потеснил UniCredit другой иностранный банк – BSGV, демонстрирующий, по мнению экспертов, привлеченных CNews Analytics, высокий уровень управляемости ИТ-инфраструктуры. На третьем месте – «новичок» ранкинга, банк «Траст», успешно реализовавший, по мнению экспертной группы, внедрение CRM, хорошо интегрирующий свои системы и эффективно управляющий ИТ-инфраструктурой в целом.

Те изменения, которые отмечаются в ранкинге по сравнению с результатами предыдущего года, в значительной мере связаны с новыми подходами к оценке построенных в банках ИТ-ландшафтов. Ряд используемых АБС, ранее производивших хорошее впечатление на экспертов CNews Analytics, теперь рассматриваются как устаревающие, с недостаточной производительностью и функциональностью. В отдельных случаях речь идет о низко оцениваемых самописных системах, либо о неэффективном сочетании зарубежных и российских разработок. Вообще российский рынок сформировал в итоге достаточно негативное отношение к использованию западных систем, хотя и отмечаются некоторые успешные внедрения отдельных модулей. Опрошенные CNews Analytics представители российских банков по-прежнему отмечают в числе недостатков западных АБС отсутствие поддержки соответствия требованиям российских регуляторов, отсутствие кастомизации, а также достаточного количества специалистов по обслуживанию этих систем. Впрочем, кризис оказался, по словам Дмитрия Назипова, CIO ВТБ, фактором, полностью блокирующим проникновение иностранных АБС на российский рынок.

Точно также кризис исчерпал и интерес к ERP-системам со стороны российских банков. Однако по-прежнему остаются востребованными – и высоко оцениваются сейчас экспертами-участниками проекта CNews Analytics – СRM-системы. Отчасти благодаря начатому масштабному внедрению CRM Oracle Siebel «Сбербанку» удалось подняться в ранкинге с 24 на 18 позицию. Вообще внедрение и эффективное использование CRM рассматривается сейчас российским банковским сообществом как важный шаг на пути развития розничного направления. По мнению Алексея Катрича,  управляющего директор по ИТ банка «Траст», система CRM в банке становится основной системой и заместит в скором будущем все другие расчетные и бухгалтерские системы по своей значимости – являясь ключевой в борьбе за конкретного клиента на рынке финансовых услуг.

Заметное влияние на итоговую оценку и, соответственно, на финальную позицию в ранкинге оказывал фактор подхода банка к интеграции своих систем. Принимая во внимание возможность усиления на фоне кризиса консолидационных процессов в отрасли, важно обеспечить оптимальное и оперативное объединение структур. При этом в эпоху СОА крупнейшие игроки уходят от парадигмы монолитных систем к композитным решениям.

Годом ранее эксперты отмечали, что недостаточно просто автоматизировать те или процессы, и подчеркивали, что банковские ИТ должны становиться все более клиенто– и бизнес-ориентированными. Тогда эта позиция находила, в той или иной степени, бюджетную поддержку и давала старт крупным инвестиционным проектам. Сегодня, когда практически все проекты развития «заморожены», и затраты на ИТ сокращены, задача остается прежней. Решать ее со значительно меньшими средствами, безусловно, сложнее – и здесь банковские CIO получают серьезный вызов со стороны бизнеса. Нужно не только обеспечивать прежний уровень поддержки ИТ-инфраструктуры, но и способствовать повышению производительности и операционной эффективности финансового института в целом. Вероятно, именно эти факторы получат наибольший вес при оценке уровня информатизации банков в России по итогам 2009 г. и определяет будущие изменения в ранкинге.

CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS