Обзор подготовлен

версия для печати
Потребление ИТ-услуг в России не меняется

Потребление ИТ-услуг в России не меняется

В 2007 году среди основных заказчиков ИТ-услуг превалировали компании все тех же отраслей, что и на протяжении многих предыдущих лет. По общему мнению интеграторов, так и не случился ожидаемый всплеск в секторе СМБ, хотя определенный позитивный вектор здесь все же прослеживался. В целом рынок продолжал уверенно расти, хотя оценки темпов его роста несколько разняться.

В 2007 году, как и ранее, информационные технологии были наиболее востребованы в нефтегазовой и телекоммуникационной отраслях, в банках, ритейле, строительстве и сфере услуг. Разумеется, спрос на ИТ стабильно рос со стороны органов государственной власти. Как отметил Андрей Шалимов, заместитель генерального директора компании «Оптима-Интеграция» (ГК «Оптима»), наибольшая часть ИТ-проектов 2007 года была реализована в интересах заказчиков из таких отраслей, как электроэнергетика (включая атомную), нефть и газ, силовые структуры и металлургическая промышленность — то есть традиционных потребителей ИТ. Распределение доходов по отраслевым сегментам, по данным «Оптима-Интеграция», в целом повторяло картину прошлого года: в абсолютном выражении лидирует электроэнергетика — как по оборотам, так и по динамике роста бизнеса; в относительных показателях электроэнергетика незначительно уступила нефтегазовой отрасли, а также некоторым другим, в основном развивающимся, рынкам.

Контракты с заказчиками из сектора электроэнергетики вышли на первое место по выручке, в частности, компании TopS BI. Также, по словам Феликса Гликмана, председателя совета директоров TopS BI, по-прежнему значительную долю в обороте составляли поставки продуктов и услуг торговым предприятиям и компаниям финансового сектора, по-прежнему успешно развивалось сотрудничество с промышленными предприятиями, а также с масс-медиа. «С позиций масштаба компаний-заказчиков, у нас все так же преобладают крупные и очень крупные организации: именно они сегодня на российском рынке выступают основными потребителями ИТ-услуг», — говорит Феликс Гликман.

В то же время, хоть и медленно, но верно, начинает набирать обороты информатизация в секторе СМБ. Впрочем, пока по степени вовлеченности в информатизацию предприятия среднего и малого бизнеса все еще существенно отстают от своих «больших братьев». По словам Андрея Алмазова, заместителя генерального директора компании Computer Mechanics, доля компаний СМБ на ИТ-рынке по-прежнему незначительная, и оживляется этот сектор скорее «заклинаниями» западных вендоров, исполняющих задание своих центральных офисов — занять в России этот сегмент.

Действительно, многие интеграторы пока не видят в СМБ реальной возможности для серьезного бизнеса. Слишком много в России «доморощенных» ИТ-специалистов, востребованных неприхотливыми фирмами средней руки. Серьезным же интеграторам здесь остаются, как правило, только очень специфические задачи, которые без квалифицированных специалистов невозможно осуществить в принципе. Тем не менее, многие ИТ-компании все внимательнее смотрят на данный сегмент. «С прицелом на будущее мы продолжаем развивать услуги для рынка средних компаний, — подтверждает Феликс Гликман. — Наш «форпост» в развитии сотрудничества с предприятиями такого масштаба — компания «АНД Проджект», входящая наряду с Tops BI в ГК «Систематика», — в активе которой целый ряд «готовых» решений и отработанная методология внедрения бизнес-приложений в организациях, в том числе, и среднего размера».

По мнению Сергея Чирвы, руководителя отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи 2000», несмотря на то, что портрет «самого распространенного» клиента по-прежнему выглядит как «крупная компания из телекоммуникационной, финансовой, нефтегазовой отрасли или государственное учреждение», доля таких заказчиков постепенно снижается в пользу представителей «среднего бизнеса». В свою очередь, для последних становятся все более доступными разного рода ИТ-решения — например, бизнес-приложения, и, в частности, ERP-системы.

Холдинги диктуют спрос на интеграционные решения

Вообще спрос на ИТ диктуется характерными в текущий момент для экономики страны тенденциями и процессами. «Например, в России сегодня стали образовываться вертикально- и горизонтально-интегрированные холдинги. Их создание породило целый ряд управленческих проблем, в решении которых центральное место занимают информационные технологии и, прежде всего, технологии интеграции информационных систем, — говорит Алексей Ананьин, президент компании IBS. — Что касается отраслевых тенденций, то здесь заметна высокая динамика спроса на бизнес-приложения в сегментах металлургии, машиностроения, в государственном секторе».

Причины роста в каждом случае свои, но в целом всех заказчиков можно разделить на две группы: тех, кто впервые приступает к созданию интегрированных систем управления, и тех, кто находится на стадии развития имеющихся решений. Для первой группы характерен интерес к продуктам по управлению финансами и материалами, бюджетированию, построению систем отчетности, для второй — интерес к продуктам по управлению персоналом, имуществом, производством.

«Итоги 2007 года показали рост межотраслевого интереса к технологическим системам, интегрированным с управленческой аналитикой. Мы видим тенденцию к конвергенции технологических систем с ИТ. Существенно выросло количество проектов по внедрению комплексных инженерных систем в зданиях, включая, например, системы диспетчеризации, общего кондиционирование и вентиляции», — рассказывает Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок».

По свидетельству Феликса Гликмана, в 2007 году основные заказчики концентрировались, главным образом, на внедрении бизнес-приложений, в первую очередь ERP-систем, не менее востребованными были «классические» ИТ-услуги, такие как проектирование и построение ИТ-инфраструктуры, центров обработки данных, хранилищ данных, услуги по управлению ИТ-ресурсами. Как отметил глава TopS BI, устойчивый спрос сформировался на услуги по интеграции приложений. Все больший интерес предприятия стали проявлять к «нефинансовым» приложениям автоматизации — решениям для планирования и управления производством, техобслуживанием и ремонтами, управления активами и пр. Растет практика внедрения систем документооборота, в частности на платформе Documentum, активно развивается направление заказной разработки систем автоматизации на основе промышленных технологий разработки приложений. Особый рост интереса к системам документооборота, по наблюдениям Елены Лебедевой, руководителя отдела маркетинга компании Softline Consulting Services наблюдался среди компаний, оказывающих профессиональные услуги, в частности юридический, управленческий консалтинг.

По словам Сергея Романова, руководителя направления ИТ-консалтинга и инфраструктурных решений Amphora Group, наиболее востребованными среди основных заказчиков в 2007 году были решения по ИТ-консалтингу, комплексному мониторингу, ITIL и системам Service Desk, Identity Management, автоматизации управления ПО на рабочих станциях. Также большим спросом пользовались услуги по разработке ПО, расширяющего существующие тиражируемые решения, либо функционал, которого нельзя было найти в имеющихся тиражируемых решениях.

«Рынок будет стремиться к использованию успешных методик, наработанных в одних вертикалях, в других, подходящих к соответствующему этапу развития. Рынок будет развиваться с учетом стремления игроков к применению унифицированных ИТ-решений и типовых отраслевых решений с учетом наработанной отраслевой экспертизы и стремления рынка к стандартизации процессов управления», — говорит Андрей Шалимов.

Как отметил Дмитрий Сивохин, заместитель генерального директора по технологиям компании R-Style, заказчиков практически из всех отраслей все больше интересуют сервисно-ориентированные услуги, все значительнее становится интерес к решениям, связанным с информационной безопасностью. Более того, по свидетельству Андрея Шалимова, наилучшие показатели роста по всем отраслевым направлениям в 2007 году обеспечили услуги именно в области защиты информации.

Кроме того, в 2007 году по сравнению с предыдущим годом заметно увеличились вложения компаний — основных заказчиков ИТ в собственную ИТ-инфраструктуру. По информации Дмитрия Сивохина, в среднем эти инвестиции выросли на 50% и сейчас составляют почти треть от общего объема капитальных вложений. Впрочем, такое увеличение затрат является вполне обоснованным и служит лишним доказательством важности роли ИТ в процессе развития предприятия.

В 2007 году продолжилось смещение географии текущих проектов основных заказчиков из ЦФО в регионы. Уже сегодня чуть ли не большинство ИТ-проектов реализуется именно там. Центральные регионы страны всегда приходили к стадии насыщения значительно быстрее ее отдаленных уголков. Это справедливо и для технологий, внедряемых в рамках проектов, и для поставщиков ИТ-услуг, и для предприятий, заинтересованных во внедрении ИТ.

И, конечно же, прошедший год вполне можно считать переломным в части отношения основного заказчика к ИТ-аутсорсингу. Сегодня его интерес к подобным схемам работы — свершившийся факт. Как минимум он плотно использует мультисорсинговые схемы работы, а как максимум — аутсорсинг в качестве основы поддержки ИТ-инфраструктуры.

Динамика не ослабевает

Строго говоря, на сегодняшний день любые оценки рынка системной интеграции весьма относительны. Во-первых, нет достаточно прозрачных данных, адекватно отражающих объем и динамику этого рынка. Во-вторых, не существует всеми признанных единых правил и методик подсчета соответствующих показателей. И, наконец, как справедливо отмечает большинство наблюдателей, само понятие «системная интеграция» — довольно размытое и компании нередко обозначают этим термином совершенно разные наборы услуг.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные сложности, пользуясь экспертными оценками, рассмотреть общую картину, все-таки возможно. Так, по оценкам Юрия Баева, исполнительного директора компании «ТехноСерв А/С», и Андрея Шалимова из компании «Оптима-Интеграция», рост рынка системной интеграции в 2007 году составил порядка 20-25%. По расчетам Дмитрия Сивохина (R-Style), динамика роста рынка системной интеграции в последние годы сохранялась на уровне 22-25% в год. «Это хороший показатель стабильности, но высокий показатель для зрелого рынка. Во многом таким темпам способствует интерес государства к отрасли, а также смещение акцентов в сторону услуг. Не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать резких перемен в какую-либо сторону. Возможно перераспределение, рост или стагнация отдельных сегментов, но в целом показатель роста рынка будет оставаться примерно тем же», — заявляет представитель компании R-Style. В тех же пределах оценивает динамику развития сегмента системной интеграции в 2007 году Алексей Ананьин (IBS), который, опираясь на данные IDC, полагает, что этот сегмент в прошедшем году вырос примерно на 23% и достиг более 2,2 млрд долл., став при этом еще более заметным в структуре рынка ИТ-услуг.

Немногим меньшие цифры приводят Андрей Гнездилов, заместитель управляющего директора компании «Verysell Проекты» и Сергей Чирва из компании «Утилекс АйТи 2000». По их мнению, здесь можно говорить о темпах роста примерно в 15-20%. При этом Сергей Чирва считает, что темпы роста рынка постепенно замедляются. Схожие показатели предлагает Сергей Романов (Amphora Group), по мнению которого, в 2007 году рынок прибавил ориентировочно 19-24%.

Совокупные затраты российских предприятий на ИТ-услуги в 2007 году

Совокупные затраты российских предприятий на ИТ-услуги в 2007 году

Источник: REAL-IT (предварительные оценки), 2008

Феликс Гликман (TopS BI) в силу упомянутой размытости определения системной интеграции полагает более корректным рассматривать отдельные сегменты всего ИТ-рынка. Так, глава компании TopS BI, ссылаясь на отчеты RITM-2007 компании REAL-IT, отмечает, что в 2007 году темпы роста основных сегментов рынка (ИТ-услуги, разработка программного обеспечения, поставки компьютерного оборудования и пр.) перестали снижаться и начинали расти. По предварительным оценкам аналитиков REAL-IT, совокупные затраты российских предприятий в 2007 году на собственный ИТ-персонал составили 4,57 млрд долл., на  внешние ИТ-услуги — 3,79 млрд долл., на разработку ПО — 1,87 млрд долл., на закупку оборудования — 10,3 млрд долларов. При этом самые высокие темпы роста в период с 2005 года наблюдались в сегменте расходов на собственный персонал — свыше 35% в год. В сегменте ИТ-услуг они были несколько ниже — около 25%. И самые низкие — в сегменте закупок сетевого оборудования — менее 17%.

Леонид Волчанинов / CNews Analytics


Владимир ЕлисеевНа вопросы CNews ответил Владимир Елисеев, генеральный директор компании «Инфосистемы Джет».

CNews: Каким в настоящее время вам представляется соотношение долей  «сервисных» и «аппаратных» ИТ-проектов в России? Насколько эта ситуация соответствует той, что наблюдалась на отечественном рынке 2-3 года назад?

Владимир Елисеев: Возможно, это связано со спецификой компании, у нас все-таки очень много комплексных проектов, однако чисто «аппаратных» проектов у нас практически не осталось. Я думаю, что более чем в 80-90% проектов прошлого года главным элементом были комплексные системы, решения, услуги, нежели поставка конкретных аппаратных средств. Аппаратные средства безусловно присутствуют, но они практически нигде на занимают в проектах центральное место.

CNews: Какие наиболее значимые интеграционные проекты были вами реализованы в 2007 году?

Владимир Елисеев: Проектов сделано много, к сожалению, не по всем мы имеем согласие заказчика на публикацию информации. Расскажу о некоторых. Во-первых, разработка и внедрение автоматизированной информационной системы паспортно-визовой службы (АИС ПВС) для Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве. Система объединила центральное управление, окружные и районные отделы УФМС и обеспечивает информационный обмен между УФМС и смежными ведомствами (ГУВД, ФСБ и т.д.) Новая система заменила собой четыре, использовавшиеся ранее. Решение полностью автоматизировало работу сотрудников миграционной службы. Система позволяет оперативно собирать и обрабатывать информацию о мигрантах, находящихся в Москве, о выданных и утраченных паспортах, как российских, так и заграничных, о приобретенном гражданстве, оформленных приглашениях и т.д.

Во-вторых, одна из крупнейших в мире программ послеаварийного восстановления и обеспечения непрерывности ИТ-услуг для «ВымпелКом». В рамках программы разработана стратегия восстановления ИТ-услуг, разработаны и внедрены технические решения: резервный вычислительный центр (РВЦ) и его инженерная инфраструктура; высокоскоростная транспортная сеть между ГВЦ и РВЦ на основе технологии DWDM; распределенная сеть хранения данных, обеспечивающая синхронную репликацию более 20ТБ данных; распределенная система резервного копирования на более чем 300 серверов с общей емкостью копируемых данных более 1ПБ; более 10 распределенных кластеров для бесперебойного функционирования наиболее критичных бизнес-приложений (биллинг, CRM и др.)

В-третьих, построение NGN-сети для «Казахтелеком». Проект охватил всю страну. В рамках проекта построена междугородняя NGN-сеть, объединившая 10 областных центров, и местная NGN-сеть в г.Алматы. Проведена модернизация морально-устаревшей телефонной сети, оптимизированы затраты на эксплуатацию и развитие сети, снижены затраты на обеспечение одной минуты разговора. «Казахтелеком» получил возможность развивать принципиально новые услуги на базе NGN-сети. Для соответствия нормативным требованиям Республики Казахстан были проведены сертификационные испытания решения по обеспечению оперативно-розыскных мер (СОРМ). В настоящее время проект развивается: идет построение местных NGN-сетей в городах республики.

В-четвертых, разработка и внедрение системы приема платежей абонентов в реальном времени для «ВымпелКом». Система Beepay ХР обеспечивает прием платежей и выполнение переводов между счетами абонентов компании «ВымпелКом» на всей территории России. Это первая в России разработка на платформе Kabira Transaction Platform. Система способна обеспечить обработку более 6 млн транзакций в день.

И, наконец, целый ряд проектов по ИТ-аутсорсингу. Например, проект обслуживание и администрирования серверного комплекса ERP-системы для компании М-Видео, выполненный в формате «под ключ».

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS