Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Сергей Яскевич: Западные компании больше ориентированы на использование услуг аутсорсинга и ауттаскинга

Сергей Яскевич

На вопросы CNews отвечает Сергей Яскевич, IBM Global Technology Services Manager, IBM East Europe / Asia.

CNews: Какие направления вы назвали бы наиболее перспективными на мировом и российском рынках ИТ-сервисов в 2005 году?

Сергей Яскевич: В истекшем году мировой рынок ИТ демонстрирует несколько заметных тенденций. Уменьшается количество «мега» проектов, в том числе и по аутсорсингу, который вытесняется ауттаскингом — т.е. аутсорсингом отдельных процессов. Усиливается конкуренция ИТ-компаний на рынке среднего и малого бизнеса. Все более востребованными становятся не отдельные ИТ-предложения, а комплексные решения, приносящие бизнес-результаты. Особую важность приобретают сервисы, предоставляющие компании технологические преимущества. Увеличивается доля услуг, связанных с глобализацией мировой экономики и международным разделением труда. В ХХ веке мультинациональные компании стремились в каждой отдельной стране создать предприятие полного цикла, выпускающее готовую продукцию, будь то автомобильный концерн или предприятие легкой промышленности. С развитием ИТ развиваются глобально-интегрированные компании, использующие трансграничный сервис, что позволяет обеспечить непрерывный производственный цикл в разных странах мира.

Россия по-прежнему отстает от уровня развития ИТ экономически развитых стран. Если там отмечается спад крупных контрактов по ИТ-сервисам, включая аутсорсинг, то здесь они пока даже не начались. В то же время мы уверенно вписываемся в мировую систему международного разделения труда. Многие ИТ-компании работают теперь не только на внутренний, но и на внешний рынок. Об этом свидетельствует и рост объемов оффшорного программирования, появление и развитие технопарков.    

CNews: Как изменялась, по вашим наблюдениям, за последние годы структура спроса на ИТ-услуги?

Сергей Яскевич: В первую очередь хотелось бы отметить рост спроса на сервисы относительно аппаратного и программного обеспечения. Современный российский бизнес динамично развивается, переживая все свойственные данному этапу изменения. Передел рынков приводит к слияниям и поглощениям компаний. Это порождает синтез разнородных знаний и культур, что приводит к необходимости реструктуризации информационной среды. Все большая специализация партнеров влечет за собой формирование категорийного менеджмента. Усиливается информационное взаимодействие, и объем информации растет. Ужесточение конкуренции требует появления все новых продуктов и услуг, что в свою очередь требует от ИТ ускорения процессинга информации. Общий технический прогресс и удешевление коммуникаций усиливает разнообразие средств и методов ИТ. Таким образом, возникает необходимость управления сложностью ИТ. Значимость ИТ для бизнеса растет, при этом ИТ вынуждены меняться вместе с бизнесом. Для оптимального развития необходимо планировать ИТ на горизонте понимания требований бизнеса. Все это делает сегодня наиболее востребованными такие услуги как ИТ-аудит, ИТ-консалтинг и построение ИТ-стратегий.

CNews: Насколько различаются, по вашему мнению, подходы российских и, скажем, европейских предприятий к построению своих ИТ-стратегий?

Сергей Яскевич: Главное различие, на мой взгляд, состоит в том, что усилия отечественных компаний по построению ИТ-стратегии и ИТ-инфраструктуры направлены на создание самодостаточной системы ИТ-сервисов на российском предприятии. В то же время западные компании больше ориентированы на использование услуг аутсорсинга и ауттаскинга.

CNews: Какого рода технологии, по вашим оценкам, наиболее критичны сейчас для выравнивания уровня развития инфраструктуры российских предприятий до американского?

Сергей Яскевич: Критерием выравнивания я бы назвал то, насколько информационные технологии связаны с бизнесом, поддерживают бизнес-процессы предприятия. В первую очередь, это ERP-системы, CRM, Supply Chain Management.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, препятствуют бурному и давно обещаемому росту ИТ-аутсорсинга в нашей стране? Уже заметен интерес к аутсорсингу, например, ИТ-инфраструктуры, со стороны телекоммуникационных компаний, банков, ритэйла. Насколько он подкреплен реальными проектами?

Сергей Яскевич: Основные факторы, препятствующие росту аутсорсинга — это несовершенство российского законодательства, в частности, в вопросе сертифицирования средств информационной безопасности. Это недостаточная, по-прежнему, информированность руководителей наших компаний о ряде ключевых аспектов аутсорсинга, таких как предотвращение рисков, финансовые гарантии и экономическая эффективность аутсорсинга. Это психологический страх некоторых руководителей потерять контроль над своим бизнесом в результате применения аутсорсинга.

Сказывается также нехватка в России провайдеров услуг аутсорсинга, обладающих достаточным опытом подобных проектов, компетенцией и квалифицированным персоналом на локальном уровне. Выход на рынок небольших и недостаточно квалифицированных ИТ- компаний, предлагающих аутсорсинг и ауттаскинг, приводит к провалу проектов и созданию негативного информационного фона вокруг аутсорсинга.

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга вырос в 2005 г. почти наполовину, совокупная стоимость сделок, по данным IT Services Contract Tracker, достигла 163 млрд. долл. Лидерство в этом сегменте с долей рынка в 10,7 % по-прежнему удерживает IBM Global Technologies Services. Активно развиваются и такие компании, как ACS, HewlettPackard, Perot. Далее следуют и оффшорные вендоры — TCS, Infosys и Virpo, которые начинают конкурентную борьбу с крупнейшими мировыми игроками, что дает новый импульс развитию рынка аутсорсинга.

По числу заказчиков услуг аутсорсинга уверенно лидируют США (46 % компаний), в Западной Европе такие организации составляют 29 %, а в Японии — 13 %. Среди основных поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга — Израиль, Индия, Ирландия, Китай. И — на значительном отдалении — Россия.

Компания Market-Visio/Gartner весной 2004 г. провела исследование актуальности услуг ИТ-аутсорсинга для российских предприятий. 19 % компаний заинтересовались поддержкой ERP-систем, 17 % — поддержкой LAN; те же 17 % — обеспечением безопасности данных; 14 % —услугами Help Desk; поддержкой локальных пользователей –12 %; системой управления и мониторинга сети –10 %.

CNews: Внедрение какого рода решений сегодня наиболее востребовано, из вашей практики, в мире? Насколько отличается ситуация в России?

Сергей Яскевич: Наиболее востребованным является внедрение решений, привносящих инновационность в бизнес, позволяющих предприятию или организации динамично развиваться, успешно конкурируя в условиях изменяющегося рынка. Такую компанию характеризуют наиболее стандартизованные процессы, высокий уровень автоматизации и эффективный централизованный менеджмент. Все это возможно только с помощью ИТ.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS