Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Нефть, МСФО, конкуренция – 3 катализатора рынка ИТ-консалтинга

CNews предложил экспертам крупнейших российских ИТ-компаний дать свой прогноз развития рынка аудита и консалтинга в ИТ на ближайшие 2–3 года, оценив четыре основных параметра — объем, инвестиционную привлекательность, уровень конкуренции и норму рентабельности бизнеса. Отвечая на наши вопросы, эксперты выделили три главные причины оптимизма в отношении развития отрасли.

Катализаторы роста. Учитывая сохраняющийся высокий уровень цен на энергоносители и, как следствие, продолжающийся приток валютной выручки, большинство экспертов, опрошенных CNews, прогнозируют постепенный рост платежеспособного спроса на услуги ИТ-консалтинга на 30–40% в год. Если до недавнего времени лишь крупные предприятия, преимущественно из сырьевых отраслей, могли себе позволить внедрение у себя современных ИС мирового уровня, то сегодня внедрением таких систем начинают интересоваться средние фирмы. Таким образом, будет наблюдаться рост спроса на услуги поставщиков нового программного обеспечения.

Важным фактором роста спроса на услуги является постепенный перевод бухучета на МСФО. Современные ИС изначально создавались под эти стандарты и лучше к ним адаптированы. Но переход на МСФО повысит спрос не только на услуги вендоров, но также и на услуги традиционных консультантов. Скорее всего, заказчики будут заказывать весь комплекс услуг в едином пакете, включающем опции ИТ, налоговой оптимизации, стратегического планирования и т.д. Эксперты указывают, что составление бухгалтерской и налоговой отчетности во многом зависит от специфических настроек установленной ИС.

Темпы роста спроса на услуги ИТ-аудита, по мнению респондентов CNews, во многом будут зависеть также от уровня конкуренции на других рынках. Если рост экономики приведет к росту конкуренции, то это приведет и к росту рисков в бизнесе. Рост бизнес-рисков в свою очередь приведет к тому, что внутренние ИТ-отделы все меньше будут справляться с решением задачи их снижения и потребуется привлечение фирм-аудиторов. Если же роста уровня конкуренции не будет, спрос на услуги вендоров и системных интеграторов будет расти очень медленно, а спрос на услуги ИТ-консалтинга будет в основном со стороны крупных предприятий, желающих выйти (или уже вышедших) на зарубежные фондовые рынки.

Рост инвестиционной привлекательности. Тенденция производная от первой. Рост спроса на услуги ИТ-консалтинга и оборотов на данном рынке означает сохранение высокой рентабельности вложений в бизнес компаний, работающих в данном сегменте. Рентабельность вложений либо сохранится на нынешнем уровне 30–40%. Возможен также значительный рост стоимости акций ИТ-консультантов на российском фондовом рынке.

Рост себестоимости услуг. Появление новых продуктов и рост требовательности заказчиков приведет к росту себестоимости услуг ИТ-консультантов в целом, и вендоров и системных интеграторов в частности. Данная тенденция будет сдерживать рост рентабельности на рынке и приводить к разбросу в стоимости услуг. Следовательно, чем дальше, тем больше сравнительно низкая цена на услуги будет служить для заказчика рыночным сигналом низкого качества.

Ужесточение конкуренции на рынке ИТ-консалтинга. Рост заказов на услуги ИТ-консалтинга со стороны средних фирм приведет к выходу на рынок новых игроков и расширению перечня услуг вендорами и системными интеграторами. Поскольку порог затрат для выхода на рынок аудита и консалтинга значительно ниже, чем для входа на рынки дистрибуции ПО и системной интеграции, приток новых фирм вызовет ужесточение конкуренции на первом этапе. На следующих этапах он может несколько снизиться, так как на рынке консалтинга в целом важна репутация аудитора (консультанта), а многие вновь пришедшие на рынок фирмы вряд ли смогут инвестировать в узнаваемость марки достаточные средства. По всей видимости, в результате появления в сегменте новых фирм сложится ситуация, когда есть очень большое число фирм, предлагающих услуги ИТ-консультирования, но разного качества и за разную цену. Из-за этого будет наблюдаться большой разброс цен у разных аудиторов на услуги с одним и тем же названием. Перед заказчиком встанет вопрос поиска оптимального, с точки зрения соотношения цены и качества, подрядчика.

Заказывать или не заказывать

Как показывают результаты исследования, проведенного CNews Analytics, объем проблем, требующих привлечения ИТ-консультантов в российском бизнесе весьма велик. Несовершенство технической базы, оргструктуры и организации рабочих мест, усиливающееся давление конкурентов и падение прибыли - вот те ключевые проблемы, которые в наибольшей степени тревожат многие российские предприятия. При этом примерно каждая четвертая компания среди проблем, требующих немедленного решения, назвала снижение управляемости внутри компании и неясность стратегии развития.

Тем не менее — 60 на 40 — вот соотношение российских предприятий, по данным CNA, соответственно заказывавших и не заказывавших в 2004 году услуги ИТ-консалтинга. Около 90% предприятий, отказавшихся от услуг консалтинга имеют собственный ИТ-отдел. Следовательно, можно предположить, что руководство этих компаний рассчитывает на способность штатных ИТ-специалистов справиться с имеющимися информационными проблемами.

Другой серьезной причиной отказа от услуг ИТ-аудита и консалтинга является недостаточность финансовых средств. И хотя мы зафиксировали рост спроса на услуги по формированию ИТ-концепции и системной интеграции, все же большинство отечественных компаний пока не обладает достаточными финансовыми ресурсами.

Показательно в данном случае, что бюджеты ИТ-отделов резко различаются для региональных и столичных предприятий. Наиболее ярко эту ситуацию демонстрирует случай наиболее стагнирующей (и при этом наиболее важной для экономики) российской отрасли — машиностроения и металлообработки. Так, бюджет ИТ-отдела крупного регионального промышленного предприятия редко превышает $100 тыс.; примерно столько же составляет бюджет ИТ-отдела «среднего» московского завода. Различия между Москвой и регионами объясняется также существенными различиями в уровнях оплаты труда и численности штата ИТ-отделов. Если для среднестатистического крупного московского предприятия годовой фонд заработной платы специалистов ИТ-отдела составляет $250–300 тыс., то в регионах - лишь $5–10 тыс. Бюджеты на оплату труда ИТ-специалистов порядка $0,5–1 млн. характерны, главным образом, для крупных торговых сетей, имеющих представительства в Москве, крупных банков, а также предприятий сырьевых отраслей.

Третьей причиной является принципиальная позиция руководства многих компаний, полагающего, что от услуг ИТ-консультантов не будет большого прока. Мол, придут, посмотрят, дадут рекомендации и уйдут. Толку все равно не будет, а коммерческую информацию придется хотя бы частично, да раскрывать. Подобной логики придерживаются значительное число директоров, тем более она усиливается наличием на большинстве предприятий «серых схем».

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Алексей Ананьин: Растет интерес предприятий к проектам, цели которых сформулированы в терминах бизнеса

Алексей АнаньинНа вопросы CNews отвечает Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас».

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяли развитие российского рынка ИТ в 2004 году?

Алексей Ананьин: Этап насыщения относительно простыми, стандартными ИТ-решениями (парк ПК, серверы, цифровые телефонные станции, учетные системы и т.п.) прошел. Уже мало кому из заказчиков интересны эти решения как таковые, поскольку стандартные ИТ-задачи успешно реализованы. Однако ИТ-рынок все равно растет быстрыми темпами, и отнюдь не за счет потребления физическими лицами. За счет чего же? На наш взгляд, за счет качественного изменения рынка, переноса интереса в сторону сложных проектов, цели для которых сформулированы в терминах бизнеса. На первый план выходят решения, имеющие инвестиционную привлекательность для предприятия. Такое положение все более заметно не только в подходе к инвестициям со стороны бизнеса, но и со стороны государства. Только там оценка ведется с точки зрения полезности для общества.

За последнее время в российской экономике сложилась интересная ситуация: на фоне ощутимого укрепления рубля инфляция в стране, вместо того чтобы сокращаться, согласно законам рыночной экономики, нарастает (а соответственно растут и издержки производителей). Ценовое конкурентное преимущество российских производителей полностью сошло на нет, преимущество получили импортеры и иностранные производители. В тоже время, с середины 2004 г. в России отмечается уменьшение темпов роста инвестиций, как прямых, так и портфельных (а в январе-феврале 2005 г. — спад инвестиций). Таким образом, российские компании оказались в ситуации, когда в режиме невозможности резкого увеличения инвестиций жизненно необходимо повышать эффективность ведения бизнеса.

Есть два основных пути повышения эффективности бизнеса — модернизация производства (для производственных предприятий) и повышение эффективности управления. Значительных инвестиций требует не только первый, но и второй путь. Другими словами, задачи, стоящие перед российским бизнесом, все серьезнее, а денег на их решение не так уж и много. В этой ситуации крайне актуальным становится вопрос оценки эффективности вложений в развитие бизнеса, в том числе в информационные технологии. И первый приоритет имеют те проекты, эффективность вложения в которые можно оценить в терминах бизнеса (снижение издержек, увеличение оборота, повышение капитализации компании, повышение отдачи от персонала и т.п.). В терминологии международных аналитических агентств они именуются «бизнес-проектами с ИТ-составляющей».

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS