Российский рынок LTE: проблемы и пути их решения
Темпы строительства сетей LTE в России отличаются от оператора к оператору. Однако все компании, работающие на этом рынке, столкнулись с одними и теми же задачами: неспособностью монетизировать растущий трафик данных, высокой ценой на смартфоны и необразованностью абонентов в том, что касается использования интернета. Чтобы найти пути решения этих проблем, представители ключевых игроков рынка и аналитики собрались на круглом столе в Санкт-Петербурге.
По данным компании Ericsson, к 2020 г. мировое число мобильных подключений достигнет 50 млрд против нынешних 7 млрд. Уже через четыре года трафик в мобильных сетях вырастет в 15 раз, а суммарный трафик смартфонов – в 20 раз. «Именно мобильный широкополосный доступ (ШПД) является движущей силой роста бизнеса операторов, лидирующих в развитых странах мира», – считает генеральный директор Ericsson в России Дмитрий Масельский.
Рост рынка мобильного ШПД наблюдается и в России. По прогнозу аналитической компании iKS-Consulting, темпы роста рынка сотовой связи по итогам 2013 г. составят 8%, а без учета передачи данных 5% (это голос и VAS). За четыре ближайших года мобильный трафик вырастет более чем в три раза – до 2,5 эксабайт в 2017 г. против 0,8 эксабайт в 2013 г. «Ставка делается на передачу данных, и это единственное спасение рынка», – уверен управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов.
В России не исчерпаны возможности 3G
Над внедрением технологий мобильной передачи данных работают все операторы «большой тройки» и делают это в плотном взаимодействии друг с другом. «В 2013 году мы значительно расширили зону покрытия 3G и активно развиваем 3G по всему Северо-западному региону», – говорит технический директор Северо-западного региона «Вымпелкома» Алексей Казаев. Свою первую сеть LTE оператор запустил в Калининграде, продемонстрировав серьезные скорости передачи данных.
Скорость передачи данных в 4G-сети «Мегафон» составляет 70 Мбит/сек и ее возможностями сейчас пользуется более 100 тыс. абонентов в Санкт-Петербурге. «Наши сегодняшние тарифные планы не зависят от того, какая технология используется – 3G или 4G, и количество абонентов стало резко расти. Идет миграция абонентов из 3G в 4G. До конца года мы планируем начать вещание 4G на большей территории Северо-запада», – поделился планами Дмитрий Соловьев, директор по развитию сети «Мегафон» в Северо-западном федеральном округе.
Однако о внедрении 4G на всей территории действия сетей в России в ближайшей перспективе говорить преждевременно. В России еще не исчерпаны все возможности 3G. Поэтому одновременно с 4G операторы продолжают работать над покрытием 3G. «Большая тройка» рассматривает 3G как необходимую «подложку» на случай, если покрытие LTE окажется недостаточным.
Операторы и аналитики уверены, что для абонентов не имеет значения, какая именно технология используется оператором. Их привлекает сама возможность пользоваться определенными услугами всегда и везде, а для обеспечения покрытия ряда услуг достаточно и 3G. «Абоненту не так важна запредельная скорость в 50-70 Мбит/сек, как нужно покрытие в 3-5 Мбит/сек, зато по всей сети», – полагает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
Маркетинг и работа с ментальностью
В настоящее время, по общей оценке операторов сотовой связи, мобильным интернетом пользуется порядка 40% абонентов. Среди пользователей смартфонов этот показатель выше и составляет 65%. Получается, что большая часть абонентов просто не понимает возможностей своих телефонов или не хочет пользоваться ими по тем или иным причинам. Как правило, это происходит из-за опасения, что затраты на интернет окажутся высокими.
«Наша основная задача убедить абонентов пользоваться интернетом с помощью уже имеющихся у них смартфонов. Для нас важно перейти имеющийся ментальный барьер, а именно рассказать людям о том, что интернет – это недорого», – разъясняет суть проблемы директор по маркетингу филиала МТС Северо-Запад Елена Копшарь. Кроме того, многие абоненты просто не понимают возможностей 3G. Часть людей отключает эту технологию в своих телефонах, пользуется интернетом через 2G, а потом жалуется на качество услуг своего оператора.
В Ericsson уверены, что российским операторам нужно четче объяснять абонентам свою ценовую политику. Еще во времена, когда интернет был дорогим, люди привыкли отключать 3G, чтобы телефон не скачал что-нибудь без их ведома. «Сейчас тарифы стали другими, а ментальность осталась прежней, и именно ее надо менять, нужно заниматься образованием абонентов», – говорит Дмитрий Масельский. Это позволит сдвинуть рынок с места. Ведь до сих пор на многих смартфонах как запасной вариант используется Wi-Fi.
Директор по развитию сети «Мегафон» в СЗФ Дмитрий Соловьев подтверждает, что люди не знают и не используют возможностей собственных смартфонов. По его словам, это результаты ментальности населения, привыкшего стоять в очереди в Сбербанке, чтобы гарантированно оплатить коммунальные платежи вместо того, чтобы сделать это через интернет.
Другая причина отсутствия интереса к мобильному интернету – отсутствие рынка хорошего платного контента. В этом направлении делаются только первые шаги. Например, в Yota Play научились запускать российские фильмы для скачивания одновременно с их появлением на экранах кинотеатров. При этом цена на скачивание новинки сопоставима со стоимостью билета в кинотеатр. Эта услуга может быть интересна тем, кто не хочет идти в кино после работы.
Денис Кусков из Telecom Daily считает, что операторам необходимо работать с разработчиками приложений. Именно доступность и понятность приложений для пользователей является одним из основным критериев при выборе конкретной модели смартфона. Операторам нужно прилагать больше маркетинговых услуг, чтобы абоненты максимально использовали возможности имеющегося смартфона и не уходили к конкурентам.
Показательным является и тот факт, что для подавляющего числа абонентов техническое описание, предоставляемое оператором в описании тарифных планов, ничего не значит. Люди просто не понимают указанных цифр. Поэтому в Америке и Австралии в рекламных кампаниях делается ставке не просто скорость, а на конкретных примерах показывается, зачем она нужна. В частности, в роликах говорится, сколько времени уходит на загрузку одного фильма на определенной скорости.
Доходы растут в два раза медленнее трафика
Мировой опыт показывает, что рынок мобильной передачи данных может приносить доход. В США, Канаде и Австралии именно мобильный ШПД является движущей силой роста бизнеса сотовых операторов. С началом развития LTE в Канаде прекратилось снижение показателя средней выручки в расчете на одного абонента (ARPU) и начался его рост. В 3-м квартале ARPU канадского оператора Rogers составило $16,8 на препейде и порядка $68,8 на постпейде. За счет LTE у австралийского оператора Telstra ARPU на 20% выше, чем у конкурентов.
Российским операторам только предстоит научиться зарабатывать на мобильном трафике. По данным iKS-Consulting, в крупных городах России 15% абонентов смотрят видео на смартфонах. Однако опросы показывают, что за просмотр видео в мобильной сети готовы платить всего 20% пользователей. Так что главная проблема российского рынка заключается в том, что вложенные в новые технологии средства пока не удается окупить.
«Соотношение роста дохода и трафика в плане динамики сохраняется на уровне 1 к 2. В течение 5 лет трафик мобильных данных вырастет в 5 раз, а доходы – всего в 2,2 раза», – считает Константин Анкилов из iKS-Consulting. Поэтому главный вопрос, который предстоит решить операторам, как соблюсти баланс между техническим развитием сетей и доходностью вложений. «Трафик растет примерно в 2 раза каждый год, но это мало отражается на ARPU, – согласен Анатолий Перетятько, директор технического департамента мобильного бизнеса макрорегиона Северо-Запад «Ростелекома». – Это главная проблема – ведь развитие сети требует средств. Наша задача – монетизация роста трафика».
В среднесрочной перспективе операторы даже не рассчитывают на то, что трафик и ARPU будут расти одновременно. Но тем не менее, все компании сотовой связи стремятся к тому, чтобы как можно большее число абонентов подключились к интернету.
Рынку нужны дешевые смартфоны
Представленный на рынке мобильный ряд устройств – вторая проблема после монетизации. Однако ситуация на рынке телефонов во многом будет показывать, насколько рынок может развиваться. По прогнозам Telecom Daily, в этом году в России будет продано 18 млн. смартфонов и 6 млн. планшетов. Средняя цена смартфона в настоящее время составляет 9700 руб. По мере появления более доступных устройств будет рати интерес к мобильному интернету. Samsung, Alcatel и Nokia обещают выпустить новые устройства по доступным ценам в ближайшее время.
«Мы ждем, когда производители выпустят более широкий модельный ряд смартфонов», – подтверждает эту версию Анатолий Перетятько из «Ростелекома». При этом, по оценке Ericsson, по сравнению с другими странами, для россиян очень важна марка оператора и бренд телефона. С этим солидарны в «Мегафоне». «Основная проблема, стоящая перед 4G – это аппаратная база. Пока основная часть устройств – это Samsung. Как только к нам придет iPhone, позволяющий пользоваться 4G и начнется его массовое проникновение, произойдет и рост объемов предоставления услуг на базе этой технологии», – уверен Дмитрий Соловьев.
Юлия Лю
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3635