Профили

Михаил Евраев: Я сторонник централизованных информационных систем в экономике нашей страны

Интеграция Future (Networked society) ИТ в госсекторе

В интервью CNews заместитель министра Минкомсвязи Михаил Евраев рассказал о статусе развития ГИС ЖКХ, разработке единой почтовой ИТ-системы и создании независимого регистратора событий на электронных площадках.

Единая почтовая ИТ-система

CNews: Вы курируете в министерстве развитие почтовой связи. Какие задачи стоят сейчас перед Почтой России?

Михаил Евраев: Министерство ставит перед Почтой России и, в общем-то, перед самим собой задачу сделать предприятие современным, эффективным, оказывающим качественные услуги населению. И мы уверены, что с новым руководством, пришедшим на предприятие, Почта России станет меняться в лучшую сторону быстрыми темпами.

CNews: Можно в измеримых показателях?

Михаил Евраев: В первую очередь, конечно же, такие показатели относятся к традиционным направлениям работы Почты России, которые нужны населению от предприятия: это качественная и своевременная доставка почтовых отправлений. Неважно каких, внутренних или международных. Для этого вводятся в действие новые места международных почтовых отправлений (ММПО). Один такой центр обработки международной почты в ближайшие дни должен начать работу в Москве на территории Казанского вокзала, а второй – в ближайшем Подмосковье, на доступном расстоянии от столичных аэропортов, чтобы обрабатывать авиапочту, 80% которой поступает в нашу страну из-за границы через московский регион. Эта площадка станет ключевой в обработке международных почтовых отправлений. Планируется ее ввести в эксплуатацию к Новому году, пику поступления международной почты. Это потребует и запуска нового оборудования, автоматизации процессов и утверждения новых технологических схем работы.

CNews: Можете назвать местоположение второго ММПО?

Михаил Евраев: Конкурс на новое ММПО уже объявлен, в нем указаны все параметры. Площадь самого центра должна составлять от 40 до 70 тыс. кв. м, а участка земли – не менее 8,5 га. Также мы с Почтой России определили его удаленность – не более 70 км от любого аэропорта московского авиаузла и не далее 35 км от МКАД. Установлена максимальная цена – не более $1390 за кв. м площади, без НДС. Вскрытие конвертов с предложениями запланировано на 19 августа 2013 года.

На август 2013 года Михаил Евраев курирует в Минкомсвязи:

почтовую связь; создание единой ИТ-системы ЖКХ; перевод торгов по распределению государственного имущества в электронную форму и создание независимого регистратора, фиксирующего происходящее на электронных площадках.

Также под контролем замминистра находятся имущественные вопросы работы подведомственных предприятий.

Я думаю, что только одно элементарное наведение порядка в логистике даст экономию примерно в 2-3 раза, поскольку раньше из-за нехватки производственных площадей машина с международной почтой для почтовой обработки и растамаживания могла идти чуть ли не из Москвы в Новосибирск, а потом обратно, поскольку основные потребители находятся именно в Московском регионе.

CNews: Планируется ли привлекать внешнее финансирование на эти работы?

Михаил Евраев: Да. Почта России объявила аукцион на открытие пятилетней кредитной линии в размере 5 млрд рублей, максимальная ставка по которой установлена на уровне 9,15% годовых. Но это не значит, что все привлекаемые средства полностью пойдут на создание нового ММПО. Часть средств пойдет на финансирование модернизации текущей деятельности предприятия, включая закупку оборудования. Также, например, будут развертываться новые ММПО в других городах России: Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани. Например, в Санкт-Петербурге до конца года будет в два раза увеличена пропускная способность аэропорта «Пулково», что потребует такого же увеличения возможностей Почты России по обработке поступающих международных почтовых отправлений.

CNews: Помимо развертывания новых ММПО, оптимизации логистики и автоматизации процессов обработки корреспонденции, что еще необходимо сделать в качестве первоочередных мер?

Михаил Евраев: Совместно с Почтой России мы разрабатываем новую стратегию развития предприятия. Предполагаем эту работу завершить к октябрю текущего года и вынести ее на рассмотрение в Правительстве. Кроме этого, создан экспертный совет по развитию почтовой отрасли, идет доработка проекта федерального закона «О почтовой связи», готовятся структурные изменения Почты России для привлечения новых инвесторов, создана совместная рабочая группа с ФТС России для оперативного решения всех возникающих проблем.


Михаил Евраев, заместитель министра Минкомсвязи РФ

Если же говорить о других очевидных и наиболее срочных направлениях модернизации работы предприятия, то это, конечно, переход на единую ИТ-платформу Почты, которой на сегодня практически нет. Это ключевая задача должна быть решена примерно в течение полугода. Потому что без такой платформы говорить о быстром получении информации, в том числе по вопросам нахождения почтовых отправлений, в принципе невозможно. Таких обращений ежегодно поступает на Почту России более 1 миллиона, в Минкомсвязь — более 15 тысяч, в ФТС — более 40 тысяч.

Поэтому необходимо создание службы качества работы с обращениями граждан и организаций, в том числе полноценного call-центра, и это в первую очередь зависит от наличия единой ИТ-платформы Почты, с помощью которой можно было бы сразу увидеть, что происходит с отправлениями. Более того, любой человек сам сможет зайти на сайт Почты и посмотреть в режиме реального времени, что происходит с его письмом или посылкой.

Кроме работы с обращениями населения и юридических лиц, есть еще и задача оперативного управления предприятием, что невозможно сделать без такой единой ИТ-платформы. Сейчас на единой программе работают практически любые компании c численностью 50-70 человек и очень странно, что этого нет на предприятии, на котором трудится 360 тыс. человек. Это даже комментировать не надо, все сразу становится понятно.

Конечно, нельзя не сказать о повышении заработной платы сотрудников Почты и привлечении на работу на предприятие «свежей крови». Без этого невозможно себе представить ни развитие традиционных почтовых направлений, ни реализацию на Почте новых проектов.

CNews: На сайте в каком-либо виде уже реализована возможность узнать о своем отправлении?

Михаил Евраев: Сейчас вы видите, не то, где находится отправление, а только откуда вышла посылка. Где она находится в момент вашего запроса, не знает вообще никто. Чтобы определить это, пока требуется провести полноценное расследование. Более того, знаете, как сейчас зачастую осуществляются запросы об этом? Иногда – в письменной форме от одного подразделения другому. Можете представить, когда примерно вы получите данную информацию? Я вам скажу, что примерно в 10% случаев даже за два месяца вы не получите нужных сведений и скорее получите свою посылку, чем ответ на запрос о ее местонахождении.

Кроме того, в каждом филиале Почты должен быть сотрудник, ответственный за качество работы с обращениями граждан и организаций.

CNews: Объявлен ли уже конкурс на единую почтовую ИТ-систему?

Михаил Евраев: Нет, не объявлен. Идет процесс маркетинга имеющихся на рынке предложений, чтобы сформировать наиболее оптимальные условия создания такой системы.

CNews: Вы хотите за полгода и разыграть тендер, и закончить работы? Это очень сжатые сроки.

Михаил Евраев: Сроки я назвал ориентировочные. Да, мы хотели бы начать переход на единую ИТ-систему за полгода, и это – задача максимум, которую мы перед собой ставим. Понятно, что вначале это будет пилотное тестирование.