Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Александр Горский: Небольшим розничным компаниям приходится выбирать между внедрением ИТ-решения и запуском нескольких торговых объектов

Александр Горский

Об изменении спроса розничного сегмента на ИТ-решения, о перспективах продвижения новых технологий в российские торговые сети в интервью CNews рассказывает Александр Горский, партнер департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ.

CNews: Насколько отличаются сегодня, на ваш взгляд, ИТ-потребности отечественных игроков розничного рынка от зарубежных торговых сетей?

Александр Горский: Большинство зарубежных торговых сетей, обладая огромным практическим опытом, уже сформировали структуры своих ИТ-подразделений и определили направления развития информационных технологий в соответствии со своей бизнес-стратегией. А многие отечественные игроки торгового рынка еще только ищут оптимальные модели развития своих ИТ-департаментов, способы повышения их управляемости и эффективности. Во всем мире розничные компании отличаются чрезвычайно прагматичным подходом к инвестициям в информационные технологии. На зрелых рынках ИТ-решения позволяют игрокам достигать устойчивых конкурентных преимуществ на фоне слабеющих внешних факторов роста. Российский же розничный рынок сохраняет высокий потенциал роста и альтернативные издержки инвестиций в информационные решения чрезвычайно высоки.

Иными словами, руководителям мелких и средних розничных компаний приходится сегодня выбирать между внедрением ИТ-решения и запуском нескольких торговых объектов. Однако по мере консолидации рынка и усиления конкуренции крупные игроки начинают завоевывать позиции в сфере информационных технологий — перед тем как вступить в решающее сражение за рынок.

CNews: Как изменился спрос российской розницы на ИТ-продукты и услуги за последнее время, по вашим наблюдениям?

Александр Горский: Российские сети по-прежнему достаточно молоды (им по 10-12 лет). Их ИТ-развитие происходило эволюционным образом, в основном за счет собственных разработок, покрывающих самые основные потребности.

Возрастающая конкуренция торгового сектора определяет интерес компаний к решениям, позволяющим практически повысить операционную эффективность за счет повышения объемов продаж, скорости оборачиваемости товаров, увеличения лояльности клиентов и повышения уровня сервиса.

Еще одной тенденцией, формирующей требования к информационным решениям, является стремление многих российских сетей получить выход на международный рынок, где жесткие требования к раскрытию информации и системе внутреннего контроля задают принципиально новый минимально достаточный уровень качества информации.

CNews: Можно ли говорить о смещении фокуса ИТ-инвестиций в российской торговле за прошедший год?

Александр Горский: Думаю, об этом говорить пока преждевременно. Но наш опыт дает нам основание отмечать возрастающий интерес к информационным решениям, позволяющим решать актуальные бизнес-задачи. на текущий момент к таким задачам можно отнести управление ростом, повышение эффективности цепочки поставок, переход от «интуитивной» модели управления компанией к объективному измерению результатов ее деятельности. Мне кажется, что по мере роста удачных проектов интерес к таким решениям будет расти одновременно с ростом инвестиций в их внедрение.

CNews: Как вы оцениваете перспективы продвижения технологии RFID в России?

Александр Горский: В среднесрочной перспективе успешность продвижения подобных технологий на российском рынке представляется весьма туманной по ряду причин. Во-первых, для полноценного применения RFID необходима тесная интеграция информационных систем разного уровня — от магазина до головного офиса. Во-вторых, период окупаемости затрат на внедрение подобных технологий весьма велик, а риски — существенны. Тем не менее, некоторые российские компании сегодня рассматривают вопрос использования RFID на более «высоком» уровне, чем для отдельных единиц товарной продукции — например, для палет. Мы внимательно следим за тенденциями в этом секторе.

CNews: Какие задачи в области автоматизации бизнес-процессов, по вашим оценкам, сейчас наиболее актуальны для торговой отрасли?

Александр Горский: Все большую актуальность приобретают процессы автоматизации планирования операций в области управления цепочкой поставок, пополнения товарного запаса, управления категориями, управление ценами и торговым пространством. Вследствие этого растет интерес к системам, обеспечивающим наиболее аккуратный прогноз спроса, который будет использоваться в качестве движущего фактора планирования операций. В тоже время — все большую актуальность обретают процессы поддержания лояльности клиентов, соответственно, возрастает интерес к системам, реализующие подобные процессы.

CNews: Какие ИТ-решения будут, по вашим прогнозам, наиболее актуальны для отечественных торговых предприятий в ближайшие годы?

Александр Горский: Думаю, универсального ответа на этот вопрос не существует. Наиболее успешными станут ИТ-решения, которые удачно впишутся в бизнес-модель компании и предложат максимальную отдачу на вложенный капитал. Можно предположить, что системы, полностью реализующие цепочку «прогноз — планирование — исполнение — контроль», имеют большие шансы в растущей конкурентной среде ИТ-решений. Такие системы должны соответствовать требованиям с точки зрения масштабируемости, открытости к интеграции и обеспечения высокой производительности на больших объемах транзакций.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS