Обозрение подготовлено

версия для печати

IP-телефония на Северо-Западе заметно 'посерела'

IP-телефония на Северо-Западе заметно «посерела»

После введения в марте 2005 года новых правил присоединения сетей электросвязи и внедрения в 2006 году принципа «платит звонящий» число операторов IP-телефонии в Петербурге сократилось в 5 раз, у оставшихся сильно сократилась рентабельность, а часть рынка значительно «посерела».

Наиболее бурный рост IP-телефония испытывала до 2006 года, когда на российском рынке было около 3000 компаний. В период 2002-2005 гг. емкость рынка выросла с $75 до $250 млн., а доля VoIP в общих доходах услуг связи возросла с 3,6% до 8,6%. Наибольшую долю на рынке IP-телефонии по доходу в 2005 году занимал рынок предоплаченной связи (телефонные карточки) — 55%.

Несмотря на название технологии, в случае если хотя бы один из абонентов пользуется обычным телефоном, то IP-трафик идёт до шлюза между IP-сетью и обычной, а шлюз уже совершает телефонный вызов по обычным телефонным каналам. Себестоимость услуг IP-телефонии складывается из следующих факторов — услуги розничных сетей, продающих карточки, доступ к интеллектуальной платформе, стоимость трафика, и прочие составляющие, такие как техническая поддержка, маркетинг, поддержка оборудования, печать карт.

Новые правила — новые проблемы

В марте 2005 году вступили в силу «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Согласно правилам, пропуск междугороднего трафика от оператора, обладающим лицензией только на местную связь, должен был осуществляться от оператора местной связи к зоновому оператору, а от него через оператора, имеющего лицензию на дальнюю связь. В регионе назначения трафик проходит по той же цепочке через зонового к местному оператору. Таким образом, если раньше оператор местной телефонной сети связи мог осуществлять пропуск трафика между абонентами собственных сетей, находящихся в разных географических зонах нумерации, напрямую, то с введением новых правил это стало невозможным.

Летом 2006 года был введён принцип «платит звонящий». Эти два нововведения не могли не сказаться на рынке — число игроков резко сократилось до 600, а прибыльность IP-телефонии значительно упала. Екатерина Козлова, специалист по маркетингу компании «Телфин» отметила, «Ростелеком», через который компания проводит зоновый и МГ/МН тарфик, «съедает» большую часть себестоимости минуты разговора. «Доля прибыли «Телфин» в результате изменений в законодательстве, минимальна», — отмечает г-жа Козлова. При этом на ценах для клиентов новые правила не отразились, так как операторы вынуждены не только сдерживать цены, но и постепенно их снижать из-за высокой конкуренции в данном секторе.

На данный момент выиграли от изменений в законодательстве только лицензиаты — крупные операторы, имеющие право на предоставление дальней связи. Получение небольшим провайдером-оператором собственной лицензии затруднительна: слишком высоки условия получения лицензии. В операторе IP-телефонии «Электросвязь» (дочке Евросети) отметили, что увеличение тарифов на местную связь краткосрочно увеличивает доходность операторов, но в долгосрочной перспективе может иметь обратный эффект — абоненту окажется дешевле пользоваться мобильной связью.

Операторы нашли способы решения проблем

Новые правила породили способы обхода новых правил. Так, в интернете появилась информация, что «карточные» операторы обходят существующие ограничения достаточно простым способом. Они заключают агентский договор с «Ростелекомом», или другим МГ/МН оператором, и прокачивает через его сеть небольшую часть трафика, тем самым они демонстрируют контролирующим органом законность собственной деятельности. При этом весь остальной трафик идёт старым способом и проконтролировать его количество практически невозможно.

Так, одной из возможностей снизить стоимость МГ/МН вызова — это передавать IP-трафик до шлюза в Европе, который будет совершать телефонный звонок в Россию. Из-за особенностей ценообразования это может быть дешевле, чем прокачивать трафик через «Ростелеком». При этом не всегда можно сказать, что операторы IP-телефонии «воруют» этот трафик у операторов МГ/МН связи. Дело в том, что значительную часть пользователей карточной телефонии составляют гастарбайтеры, которые живут в съёмных квартирах с отключённым выходом на межгород. Таким образом, операторы IP-телефонии создают тот трафик, которого иначе бы просто не было.

Ещё одним выходом для IP-операторов стала их продажа МГ/МН операторам. Так, в 2006 году «Зебра телеком» была продана «Ростелекому» за $13,5 млн. В октябре 2006 года компания завершила в  Петербурге сеть внутризоновой фиксированной связи. По словам генерального директора «Зебры телеком» Виктора Каледина, вложения в высокоскоростную мультисервисную ВОЛС с точками присоединения в каждом из муниципальных образований Санкт-Петербурга  составили более $600 тыс.

Сеть планируется использовать только для пропуска телефонного трафика. Г-н Каледин рассказал CNews, что построенная сеть нужна компании, чтобы без проблем замкнуть трехуровневую схему пропуска голосового трафика: «В нашем распоряжении имеется местная связь, зоновая. И, так как мы являемся «дочкой» «Ростелекома», это позволяет нам полностью контролировать ценообразование».

Северо-Западный рынок: физлица преобладают

По оценкам участников рынка, до 2004 года существенную часть «карточных» абонентов составляли юридические лица. Это было связано с тем, что проникновение альтернативных операторов фиксированной связи в корпоративный сектор было значительно меньше, чем сейчас, и поэтому «карточным» операторам было достаточно просто занять свою долю. Сейчас же традиционные операторы вытесняют их с рынка путем простого снижения цен.

«Альтернативный оператор предоставляет сразу комплекс услуг, и у него есть возможность сделать общий уровень цен таким, чтобы привлечь весь объём потребления клиента на себя», — отмечает технический директор компании «Вест Колл» Александр Фрейдкин. При этом, по его оценкам, среди абонентов-физических лиц потребление услуг карточной телефонии не снижается, так как она имеет свою постоянную аудиторию в виде гастарбайтеров и представителей национальных диаспор. Например, у компании «Телфин» на данный момент 70% пользователей составляют физические лица,  30% — корпоративные пользователи. При этом раньше, по словам Екатерины Козловой, их доли были приблизительно одинаковыми.

Основная проблема IP-телефонии в регионах связана с низким качеством интернета, что, в свою очередь, влияет на качество самой связи (наблюдаются искажение голоса, частое пропадание голосовых пакетов, увеличивается время задержки). По словам г-жи Козловой, все большее значение для пользователей играет качество, а не цена, и поэтому в регионах наблюдается значительная ротация пользователей IP-телефонии. При этом в СЗФО, в виду более приемлемой ситуации с интернет-каналами, такого явления не наблюдается.

Корпоративный сектор

Как рассказал CNews Александр Фрейдкин, активное продвижение корпоративных систем IP-телефонии в Петербурге началось только полтора-два года назад. Раньше оно тормозилось двумя факторами — недостаточной шириной интернет-каналов у клиентов и схемой расчёта по трафику. По словам руководителя направления по работе с коммерческими клиентами Северо-Западного филиала компании Cisco Алексея Перевязкина, за последний финансовый год объем продаж системы унифицированных коммуникаций Cisco по России вырос более чем на 25%, при этом СЗФО занимает около 10% бизнеса Cisco в России. В дальнейшем г-н Перевязкин прогнозирует рост рынка решений для корпоративной IP-телефонии также минимум на 25% в год. Росту рынка будет способствовать и возможность лизинга оборудования. Так, в Петербурге за последний год значительно увеличилось количество заказчиков Cisco, приобретающих оборудование по такой схеме.

Как рассказал Алексей Перевязкин, на Северо-Западе корпоративную IP-телефонию внедряют в первую очередь финансовый и ритейловый секторы, а во вторую — производственные предприятия. При этом уже появляются и такие схемы, когда в бизнес-центрах сдаются в аренду не только квадратные метры, но и коммуникационные сервисы на основе IP, начиная от безопасной LAN и подключения в интернет и заканчивая корпоративной IP-телефонией. Правда, такие случаи пока еще единичны.

Отличительной особенностью петербургских заказчиков является то, что многие просят установить у себя тестовую зону, которую они относительно долго тестируют. И убедившись что «кота в мешке нет», очень быстро принимают решение о покупке. «В Москве заказчики уже стали верить «на слово». А в регионах России даже после успешного тестирования решение о покупке может приниматься несколько месяцев», — отмечает Алексей Перевязкин.

Даниил Иванов / CNews. Северо-Запад

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS