ИТ в технических процессах жилищного комплекса

Несмотря на то, что США являются одним из самых высокоурбанизированных государств мира (3/4 американцев живут в городах), высокие технологии плотно вошли в повседневную жизнь только крупных городов страны и плотно прилегающих к ним городских поселений. В  провинцию, к которой следует отнести большую часть градообразований,  автоматизация жилищно-коммунального хозяйства движется значительно менее интенсивными темпами.

Анализируя ситуацию с уровнем нынешней автоматизации деятельности ЖКХ в России и прогнозируя ожидаемый прогресс в этой области, безусловно, не обойтись без равнения на преуспевающих на данном поприще соседей —  развитые страны Запада. Однако прежде чем проводить параллели, стоит обрисовать изначальные отличия отечественной системы жилищно-коммунального хозяйства от западной и упомянуть о сходствах. Это позволит, с одной стороны, более объективно отнестись к «западным» преимуществам, с другой —  проанализировать их опыт и спроектировать возможные аналогии на российскую систему.

Жилищный комплекс США: состояние, подходы и решения

Один из показательных примеров мощной системы жилищных хозяйств (ЖХ) —  территориально протяженные США. Как и во многих других странах здесь существуют три категории ЖХ:

  • недвижимость, находящаяся в частной собственности гражданина и используемая им для собственного проживания (проживания его семьи);
  • недвижимость, находящаяся в собственности лица или группы лиц и используемая им/ими для сдачи жилых площадей в наем частным лицам;
  • недвижимость, находящаяся в собственности государства и используемая для сдачи жилых площадей в наем малоимущим гражданам.

На этом сходство с российской системой и заканчивается. Внесем сразу некоторые уточнения, касающиеся жилья, находящегося на попечении государства. Право на проживание в нем имеют лица, попадающие под категорию малоимущих, большая часть расходов на проживание которых покрывается государством. Такие жилищные комплексы отличает довольно жесткая специфика, просматривающаяся как в качественном уровне обустройства площадей и прилегающих территорий, так и в технологическом оснащении сопутствующих услуг. Схема оплаты этой категории жилья, в принципе, не отличается от одной из схем, верной и для других категорий ЖХ —  существует единый платеж за комплекс коммунальных услуг. Расчет с поставщиками услуг, коими являются частные компании, государство производит самостоятельно. Подробно рассматривать картину, описывающую степень автоматизации сервисов для жильцов в данном случае не приходится —  все сведено к минимуму.

Настоящий простор для внедрения достижений информационных технологий можно наблюдать на примере двух первых категорий жилищных комплексов, где оплата всех услуг производится по полной (за исключением небольшой части льготников —  ветеранов, некоторых категорий военных) их рыночной стоимости. Сразу отметим, что здесь мы встречаемся с одним из самых глобальных отличительных критериев, присущих настоящему обществу капитала —  все ЖК-услуги в США предоставляются частными компаниями. Отсюда, как вывод, вытекает и другое важное отличие —  в Штатах не существует Единых информационно-расчетных центров, на создание которых в России был взят курс в 2001 году.

Коммунальные услуги — как выжить в конкурентной среде

Каждая компания, занимающаяся поставкой коммунальных услуг населению, заинтересована в жестком контроле своей деятельности, поскольку такой контроль является залогом  успешного бизнеса. Процент собираемости платежей никогда не появляется в списке проблем компаний, и этому есть ряд объяснений. Во-первых, в большинстве случаев человек, становясь клиентом поставщика услуг, вносит залог —  страховку на случай неплатежа. Во-вторых, дальнейшие ежемесячные платежи арендатор просто не может не уплачивать (причем, вовремя), потому что иначе ему грозит оперативное отключение услуги, существенные штрафные санкции и подпорченная кредитная история, блюсти честь которой —  дело весьма важное. В-третьих, со злостными неплательщиками компании-поставщики услуг самостоятельных трений не имеют —  деньги взимаются через суд.

Развитие и предоставление потребителю системы удобных и качественных сервисов для американского поставщика услуг —  дело важное и необходимое, поскольку позволяет выжить  в высококонкурентной среде.  Высокие технологии, с момента их прихода в бизнес, стали одним их эффективных средств борьбы за клиента и оптимизации производственных процессов. Безусловно, государство не несет расходов на автоматизацию частного жилищного сектора, за все платит конечный потребитель. Но сам уровень организации работы компаний-поставщиков услуг заслуживает внимания.

Оплата коммунальных услуг — многообразие форм

Нельзя сказать, что жизнь американского гражданина полностью лишена хлопот, связанных с оформлением документов по оплате коммунальных услуг. Пресловутые бумажные массы счетов на оплату и документов, подтверждающих их успешное прохождение, —  все это существует и по сей день. Большинство населения вынуждено их бережно хранить —  для собственной же безопасности —  в течение, как правило, трех лет. К хранению всей этой бухгалтерской макулатуры, надо отметить, американцы относятся совершенно спокойно. В США тоже время от времени случаются техногенные катастрофы малого масштаба, когда часть баз данных исчезает в солидных банковских хранилищах.

Что касается самого способа платежа за услуги, то здесь любой желающий может существенно облегчить себе жизнь и имеет на выбор несколько вариантов. Некоторые до сих пор доверяют только старому и привычному способу —  оплате чеком. Более прогрессивные граждане, ценящие свое время и уже привыкшие вверять свои данные сети интернет, используют кредитные карты (в случае, если таковой сервис предоставляет сам поставщик услуги). При наличии фиксированной тарифной ставки (к примеру, абонентской телефонной платы) на определенный продолжительной период времени, некоторые подписывают с компанией соглашение на ежемесячное списание необходимой суммы со своего банковского счета. Небольшая часть населения, все-таки, вносит оплату наличными, посещая с этой целью платежные офисы поставщика услуг.

Если плательщик выбирает оплату услуг кредитной картой, то его время и силы, затраченные на этот процесс, действительно, сведены к минимуму. Совершенно не требует траты личного времени на ежемесячные платежи списание со счета. Остается лишь периодически отслеживать их на корректность.

Широко задействована и еще одна схема, позволяющая минимизировать объемы платежных транзакций. Для жилищных комплексов, сдающих апартаменты в аренду, довольно распространена практика упрощенного расчета со съемщиками. В одних случаях это включение в стоимость аренды жилой площади некоторых коммунальных платежей, в других — оплата вместе с арендой всего перечня коммунальных услуг. В последнем случае жилец в принципе избавлен от лишних хлопот, в особенности прибегнув к удобствам интернет-платежей. Что же касается владельцев собственного жилья североамериканского континента, то подобная «оптимизация» и предельное сокращение затрат времени им пока не грозит, а ежемесячное число счетов за содержание собственных площадей, порой, исчисляется десятками. Согласно данным Национальной ассоциации риэлторов (NAR) за июль 2006 года владельцами собственного жилья в США является почти 65% населения.

Коммунальные интернет-сервисы для потребителей

Чем же, собственно, оборачивается информатизация жилищного хозяйства для конечного потребителя в Соединенных Штатах? Как и следует ожидать, высокие технологии, давно взятые на вооружение бизнесменами (а именно к таковым и следует относить поставщиков услуг) в целях сугубо коммерческих, в конечном итоге, служат здесь и благим целям. Помимо экономии времени на совершение всевозможных оплат, у большинства компаний-поставщиков на интернет-порталах реализованы сервисы, способствующие:

  • доступности для клиента статистической информации о совершенных коммунальных платежах за любой период времени;
  • доступности статистической информации о расходах единиц ресурсов (воды, газа, электричества);
  • возможности прогнозирования и контроля расхода ресурсов;
  • повышению информированности клиента о грядущих изменениях (например, изменениях тарифных ставок; условий предоставления услуги);
  • возможности получать онлайновые контроль-сервисы (например, электронные и мобильные оповещения о поступлении плательщику нового счета к оплате; отчет о стадии исполнения оформленного к оплате счета).

Интересно, что для контроля расходов поставщики предлагают не только схемы, позволяющие в независимости от сезона и колебаний цен на природные ресурсы платить среднестатистическую расчетную стоимость услуги. Клиент имеет возможность заранее ознакомиться со статистикой, отражающей уровень потребления каждого ресурса (воды, газа, электроэнергии) и соответствующих им денежных расходов, характерных для жилого комплекса, дома, квартиры.

Установка счетчиков воды позволяет значительно снизить ее потребление

Из совсем уж техногенных новинок, характерных больше для недешевого и отстроенного в последние годы арендного жилья, выделяются сервисы удаленного контроля потребления газа и электроэнергии. А именно —  с сайта домовладельца клиент может при необходимости включить и отключить систему обогрева или кондиционирования апартаментов.

В жилищно-коммунальном секторе хозяйства США пышно процветает бизнес небольших частных компаний, базовым наполнением интернет-ресурсов которых являются поисковые системы жилых площадей. Самые продвинутые из них способны предоставить клиенту информацию о вариантах жилья не по одному десятку параметров и сравнительную характеристику по нескольким апартаментам разных владельцев. Свою лепту в дело информированности общества и предоставления свежих данных по жилищному рынку вносят венчурные компании, порталы которых поддерживают актуальность информации о рейтингах поставщиков услуг в жилищной сфере, апартмент-комплексов, конкретных жилых строений. Здесь же активно работают клиентские форумы, предметом обсуждения которых являются всевозможные темы, касающиеся жилья, и ведутся онлайн-рейтинги «от потребителя».

Татьяна Загородняя / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS