Обзор подготовлен

версия для печати
Максим Симачев

Максим Симачев:

Показатель динамики роста рынка ИТ-инфраструктуры начал движение вверх с начала 2010 года

На вопросы CNews ответил Максим Симачев, заместитель генерального директора по технологиям компании «Ситроникс Информационные Технологии».

CNews: Как вы  оцениваете динамику развития рынка ИТ-инфраструктуры в 2009-2010 г. - в мире и в России? Произошли ли на фоне экономических сложностей 2009 г. качественные изменения в структуре спроса на инфраструктурные проекты?

Максим Симачев: Я бы не стал объединять 2009 и 2010 годы с точки зрения оценки динамики развития рынка ИТ-инфраструктуры. В 2009-ом году весь ИТ-рынок занимал выжидательную позицию: в начале года ни у поставщиков, ни у разработчиков, ни у заказчиков  не было ясного понимания того, насколько мировая рецессия затронет российскую экономику и на какие меры по сокращению расходов придется пойти, чтобы сохранить бизнес.

Общей тенденцией среди основной массы заказчиков (более 50%) на тот период была концентрация сил и средств на поддержке существующей ИТ-инфраструктуры. Затраты на модернизацию были запланированы не более, чем у 30-35% заказчиков, причем в основном в бюджетообразующих отраслях – телеком, ТЭК, финансы. Про инвестиции в новые инсталляции тогда думали не более 5-10% заказчиков.

Для нас ситуация складывалась благоприятнее, чем для других игроков рынка, в связи с тем, что в кризисный период мы продолжали вести ряд крупнейших проектов, связанных с модернизацией сетевой инфраструктуры операторов связи. Но в целом показатель динамики роста рынка ИТ-инфраструктуры начал движение вверх с начала 2010 года. «Оттаяв» от кризисных последствий, заказчики сфокусировались на увеличении прибыльности бизнеса, развитии новых продуктов и услуг, переходе на более современные технологии. Общим стремлением стала экономия на поддержке собственной ИТ-инфраструктуры за счет использования технологий виртуализации в рамках новых моделей потребления ИТ-услуг, таких как SaaS, IaaS, PaaS. Расширение самого предложения и накопленный к этому моменту опыт у провайдеров услуг заставил заказчиков более внимательно присмотреться к внедрению новых инструментов для оптимизации бизнес-процессов и освоению перспективных направлений развития.

Полагаю, что за прошедший год сегмент ИТ-инфраструктуры вырос на 10-12% относительно 2009 года. Основная фаза роста рынка придется на 2011 год, когда подавляющее большинство компаний окончательно отойдут от антикризисного формата мышления и начнут наращивать технологический фундамент для обеспечения растущих нужд бизнеса.

CNews: Согласны ли вы с тем, что «чистая» поставка уходит на второй план, уступая место комплексному подходу к инфраструктурным проектам? Если да, почему это происходит?

Максим Симачев: Это не всегда так. Допустим, речь идет о наращивании серверных мощностей в центре обработки данных. Если на стороне заказчика уже есть специалисты, способные самостоятельно осуществить установку и поддержку требуемых серверов, то, скорее всего, наша задача будет сведена к формированию предложения по поставке оборудования, которое наиболее полно удовлетворит требованиям конкурса, и, в дальнейшем, осуществлению поставки в отведенные сроки.

Однако, общая тенденция роста уровня сложности проектов по созданию и развитию ИТ-инфраструктур современных предприятий, безусловно, присутствует. Помимо более высокой маржинальности комплексных проектов с сервисной составляющей, на мой взгляд, есть три причины сокращения доли «чистой» поставки в портфеле интеграторов. Во-первых, требования заказчиков к обеспечению бесперебойной поддержки ключевых бизнес-процессов, доступности бизнес-приложений, а так же к безопасности данных постоянно растут. Отмечу, что помимо масштабируемости и обширных функциональных возможностей, современное оборудование должно сочетать большую вычислительную мощность с минимальным потреблением электроэнергии.

Во-вторых, аппетиты бизнеса неизменно приводят к усложнению самого объекта интеграции. К примеру, полный цикл построения стационарных или мобильных дата-центров сегодня включает разработку ИТ-стратегии, проектирование и интеграцию инженерных и ИТ-решений, управление проектом в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, требует оказания консалтинговых услуг в области оптимизации ЦОД и служб эксплуатации.

В-третьих, за последние годы выросла зависимость бизнеса от ИТ, изменился сам взгляд на роль ИТ-инфраструктуры. Если раньше её основная задача заключалась в обеспечении поддержки ежедневной деятельности компании, то сейчас перед архитекторами стоят задачи создания инфраструктур, позволяющих оптимизировать ключевые бизнес-процессы, сократить расходы, повысить эффективность и  обеспечить новые возможности для развития бизнеса.

CNews: Как вы оцениваете уровень зрелости отечественного рынка ИТ-инфраструктуры? Какова структура спроса на рынке сегодня?

Максим Симачев: Под конец 2010 года рынок ИТ-инфраструктуры вернулся к докризисному уровню зрелости. Фактически сегодня мы снова стоим на пороге 2008-2009 годов, когда подавляющее большинство компаний были готовы инвестировать в развитие своих ИТ-инфраструктур. Именно эти проекты подверглись наиболее глубокой заморозке в  кризис, что в итоге привело к росту спроса на них в период оттепели, когда докризисные потребности в новых инсталляциях вновь дали о себе знать. Таким образом сейчас, в период восстановления рынка, основная масса проектов в портфеле интеграторов приходится на развитие ИТ-инфраструктур, и подобная ситуация будет доминировать в ближайшие несколько лет. Это свидетельствует о невысоком уровне зрелости рынка в целом.

Наблюдая изменения в структуре спроса на решения, предлагаемые “Ситроникс ИТ”, мы видим постепенное выравнивание в соотношении проектов, приходящихся на внедрение новых технологий  и поддержку существующей ИТ-инфраструктуры. В докризисный период опыт оптимизации ИТ-инфраструктур для повышения качества поддержки бизнес-процессов, а так же внедрение средств сбора, мониторинга и анализа данных был прерогативой наиболее прогрессивных заказчиков. Сегодня эти решения постепенно переходят в категорию массового спроса. Ориентация на пионеров освоения новых технологий позволяет нам предлагать указанные решения,  уже имея практику их внедрения и поддержки.   

CNews: Какие отрасли экономики демонстрируют наибольший спрос на создание современной ИТ-инфраструктуры? Чем обусловлен этот спрос, на ваш взгляд?

Максим Симачев: Создание надежных ИТ-инфраструктур всегда было присуще отраслям с высоким уровнем автоматизации ключевых бизнес-процессов. Это телекоммуникационный сектор, банковский, ТЭК.

Телекоммуникационная отрасль сейчас переживает очередную волну слияний и поглощений, что естественным образом выводит задачи выработки общих ИТ-стратегий, сращивания ИТ-инфраструктур и создания единой информационной среды, независимо от того, какие системы, приложения и технологии использовались в объединяемых компаниях до консолидации. Приведение разрозненных компонентов к единому знаменателю – это сложная технологическая задача, требующая глубоких знаний специфики отрасли и бизнеса заказчика.

Очевидно, что одним из локомотивов развития сегмента ИТ-инфраструктуры уже сегодня становится государственный сектор. Этому способствует множество факторов, среди которых реализация ряда федеральных целевых программ, связанных с переводом госуслуг в электронный вид, внедрением универсальных электронных карт, распространением сервисов на основе электронной цифровой подписи и др. Кроме того, правительственный курс на модернизацию и внедрение инноваций потребует от ведущих ИТ-компаний разработки предложений по переводу госслужб и ведомственных структур на новые технологические рельсы. Ряд масштабных проектов по создания ИТ-инфраструктур будет реализован и в связи с проведением олимпиады в Сочи в 2014 году.

CNews: Заказчиком  №1 для «Ситроникс ИТ» всегда был телекоммуникационный сектор. Сохранилась ли такая ситуация до настоящего времени?

Максим Симачев: Телекоммуникационный сектор по-прежнему остается в числе приоритетных для «Ситроникс ИТ», но наши интересы им не исчерпываются. За годы работы с многопрофильными телекоммуникационными компаниями, мы приобрели глубокие экспертные знания и во многом уникальные компетенции в области развертывания оборудования телекоммуникационных сетей, создания сетевых инфраструктур, оптимизации и планировании сетей, технической поддержки и управления сетью оператора. Наличие готового сервисного предложения позволяет нам тиражировать накопленный опыт на внешние рынки и другие отрасли, в частности, в государственный, нефтегазовый, топливно-энергетический и транспортный секторы.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в последнее время, вы можете назвать наиболее интересными?

Максим Симачев: Направление ИТ-инфраструктуры в «Ситроникс ИТ» по итогам 2010 года можно считать одним из самых успешных как с точки зрения прибыльности, так и в части старта новых технологических направлений. Что касается проектов, в прошлом году нами был реализован масштабный проект по аутсорсинговому обслуживанию рабочих мест пользователей (AnyKey) в МТС. Проект охватил Южный и Дальневосточный макрорегионы. Параллельно стартовал аналогичный аутсорсинг-проект в Уральском и Северо-Западном макрорегионах. Кроме того, мы начали работы по проекту обслуживания инфраструктуры печати МТС в Москве по схеме аутсорсинга с полным выкупом оборудования, оптимизацией парка оборудования и постраничной схемой оплаты.

Новое развитие в 2010 году получили долгосрочные проекты по обеспечению технической поддержки программного обеспечения и оборудования ведущих мировых вендоров. В частности,  реализован проект по обслуживанию оборудования Cisco в макрорегионах МТС – Центральном, Северо-Западном, Южном, в Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке и Сибири. Также получил продолжение проект в МТС по обслуживанию оборудования и ПО Oracle, Hitachi, Brocade, Symantec в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке.

Стоит отметить успешно реализованный первый ITSM-проект по обеспечению автоматизированной поддержки работы розничной сети МТС на базе платформы Axios assyst. В ходе проекта были внедрены модули «Управление инцидентами» и «Управление запросами на обслуживание». В результате в ритейл-подразделении МТС создана отвечающая стандартам ITIL единая система технической поддержки пользователей, в которой все сотрудники торговых точек розничной сети МТС могут самостоятельно регистрировать свои обращения (запросы в ИТ-службы, различные заявки в  службы эксплуатации) и отслеживать их статус в режиме реального времени через web-портал assystNET. В рамках проекта платформа assyst внедрена более чем в 3 000 салонах связи МТС.

По направлению телекоммуникационной интеграции в течение года для модернизации опорных сетей передачи данных, в том числе DWDM магистралей в МТС, МГТС и  Комстар-Регионы мы реализовали масштабные поставки оборудования ведущих мировых производителей Cisco Systems и Huawei. Кроме того, в МТС успешно завершено внедрение подсистем Fault Management и Performance management IBM Tyvoli в целях оптимизации управления транспортной сетью передачи данных. В рамках стратегического партнерства группы «Ситроникс» и «Башнефти», нами была произведена комплексная модернизация разрозненных сетей передачи данных «Башнефти». В результате создана единая коммуникационная среда для передачи данных на базе объединенной системы телефонной связи с использованием IP. Кроме того, реализован проект по поставке и пуско-наладке оборудования для создания комплекса технических средств под ERP-платформу SAP для «Башнефти». В рамках проекта был поставлен мобильный центр обработки данных МЦОД Daterium.

CNews: Кстати, о ЦОДах. Расскажите о развитии данного направления центров обработки данных в «Ситроникс ИТ» и, в частности, о вашем решении для мобильного использования. Какие планы стоят перед данным направлением в 2011 году?

Максим Симачев: Сегодня мы предлагаем решения и услуги по созданию систем хранения и защищенных ЦОД уровней Tier 1, Tier 2, Tier 2+, Tier 3, обеспечивающих гарантированную доступность и безопасность всех информационных активов предприятия. Следуя общей тенденции, в направлении систем хранения и обработки данных постепенно начинает доминировать сервисная составляющая. Помимо проектирования и создания ЦОД, что предполагает интеграцию серверного оборудования, хранилища данных, систем резервного копирования, средств управления хранилищами, базы данных, включая параллельные и кластерные решения различных типов, мы предлагаем ряд сервисов по технической поддержке и аутсорсингу ИТ-инфраструктуры заказчика на базе стационарных или мобильных ЦОД.

Собственно, линейка мобильных ЦОД Daterium является квинтэссенцией нашего опыта в рамках данного направления. Daterium – это сертифицированное решение модульного типа с уникальной конструкцией на базе 20 футового транспортного контейнера и специальной версией контейнера на 33 фута. При разработке данного решения мы ориентировались не столько на российский опыт, сколько на общемировые предложения подобных модульных решений. Благодаря этому подходу внедрение сложных систем управления бизнесом мы можем реализовать в течение 10-16 недель при отсутствии у клиента каких-либо свободных серверных площадей.

В ближайшие планы по направлению систем хранения и обработки данных входит развитие консалтинга по оптимизации ЦОД и продвижение концепции «МЦОД под ключ» в качестве экономичного решения для создания резервных вычислительных мощностей. Мы планируем активно расширять сферы применения МЦОД как для масштабирования основного ЦОД, так и в качестве временного решения, используемого до запуска стационарного центра обработки данных. Скажем, если перед компанией стоит задача быстрого запуска бизнеса (открытие новой точки продаж, строительной площадки, нефтеперерабатывающего объекта и др.), то оптимальным решением для оперативного развертывания ИТ-инфраструктуры может стать МЦОД. Причем, он может выполнять требуемые функции параллельно строительству основного ЦОДа.

CNews: Как вы считаете, какие направления работы в области ИТ-инфраструктуры будут расти наиболее стремительно?

Максим Симачев:  Наибольшего роста стоит ожидать в направлениях, отвечающих критериям экономии т.е.  обеспечении возможности оптимизации и сокращения ТСО; повышения эффективности бизнеса и поиска новых путей развития для него; энергоэффективности, причем не только в разрезе экологических выгод, но и как часть  оптимизации инвестиционной стратегии бизнеса.

На мой взгляд, 2010-й год позволил многим компаниям глубже понять степень зависимости эффективности бизнеса от ИТ. «На коне» в итоге остались заказчики, которые смогли вовремя перестроить ИТ-стратегии от поддержки к оптимизации и развитию. Причем основная ставка была сделана на решения, позволяющие экономить с умом, при этом пользуясь новейшими технологическими решениями. Как итог – виртуализация из технологии будущего превратилась в реальный и очевидный способ экономии сегодняшнего дня и в ближайшее время существенно изменит положение дел в сегменте ИТ-инфраструктуры. Обеспечение непрерывности бизнес-процессов, возможности сокращения эксплуатационных затрат в сочетании с «зелеными» инициативами – эти факторы способствуют формированию нового сегмента рынка гибридных инфраструктур, способных поддерживать бизнес-процессы компаний на стыке классического и виртуального подходов к построению ИТ-сред.

Волна интереса к виртуализации усиливает смещение к новым моделям предоставления ИТ-услуг. Крупный бизнес постепенно осознает перспективность использования «облачных» вычислительных сред для консолидации фрагментированных ресурсов, повышения управляемости данными и, конечно, экономии на поддержке и эксплуатации. Такие преимущества использования «облачной» ИТ-инфраструктуры как неограниченные возможности масштабирования, оперативное наращивание вычислительных мощностей, а так же быстрое развертывание любых приложений под нужды бизнеса, постепенно нивелируют скепсис относительно перспектив этого сегмента рынка. В этой связи стоит ожидать повышения спроса на решения для центров обработки данных, которые позволят провайдеру услуги в минимальные сроки развернуть требуемую инфраструктуру и зарезервировать вычислительные мощности под конкретного заказчика.

Постепенное привыкание рынка к новым моделям услуг даст импульс для более активного применения ITSM-подхода к организации работы ИТ-служб компаний. Повышенным спросом так же будут пользоваться решения для обеспечения непрерывности бизнеса и мониторинга сбоев, производительности, качества сервисов.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS