версия для печати

В российском госсекторе сохраняется цифровой разрыв

В российском госсекторе сохраняется цифровой разрыв

Уровень развития ИКТ в Российской Федерации напрямую определяется степенью информационно-технологического оснащения регионов. Однако результаты исследования, проведенного Институтом развития информационного общества в 2008 году, убедительно продемонстрировали сохранение огромного "цифрового разрыва" - как между различными субъектами Федерации, так и среди государственных ведомств регионального и муниципального уровня.

Задача построения электронного правительства направлена, в первую очередь, на повышение эффективности деятельности органов государственной власти всех уровней, увеличение информированности граждан о решениях государства, а также обеспечение возможности предоставления электронных государственных услуг населению и бизнесу. Развитие электронного правительства одновременно является стимулом для расширения использования ИКТ во всех сферах деятельности общества.

Анализ использования ИКТ в регионах для совершенствования госуправления и внедрения технологий электронного правительства включает в себя несколько направлений: анализ доступа региональных органов власти в ИКТ; анализ ситуации с созданием и внедрением в органах государственной власти регионов РФ решений в сфере ИКТ; анализ использования ИКТ для взаимодействия органов власти регионов с населением и хозяйствующими субъектами; архитектурный подход в реализации органами власти системы электронного правительства.

Результаты исследования подтвердили существование значительного информационного неравенства как между органами государственной власти разного уровня (федеральные, региональные и муниципальные), так и между различными регионами.

Уровень ИКТ оснащенности органов местного самоуправления по всем параметрам более чем в 2 раза ниже, чем на региональном уровне. Лишь 8 из 100 сотрудников ведомств муниципального уровня имеют возможность работать на ПК, подключенном к интернету. При этом только 8,6% организаций используют для работы в сети выделенные каналы связи и 9,7% - имеют собственные сайты.

Параметры доступа в ИКТ региональных и муниципальных органов власти

  Органы власти субъектов РФ Органы местного самоуправления
Число ПК на 100 занятых 73,6 38,0
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых 50,5 19,4
Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых 23,5 8,0
Доля организаций, использовавших
в отчетном году интернет, %
84,2 41,0
Доля организаций, использовавших
в отчетном году ЛВС, %
82,4 35,7
Доля организаций, использовавших
в отчетном году выделенные каналы связи, %
38,4 8,6
Доля организаций, имеющих веб-сайт, % 32,0 9,7
Доля организаций, использовавших
электронную почту, %
90,2 47,5

Источник: ИРИО по данным Росстата, 2008

Не менее печальная картина наблюдается и при сравнении уровней ИКТ оснащенности ведомств муниципального уровня в различных регионах страны. Например, число ПК на 100 занятых варьируется от 144,5 в Мурманской области до 12,7 в республике Адыгея, а доля организаций, использующих интернет, составляет 100% в Чукотском АО и 1,1% в республике Тыва.

На современном этапе степень информатизации ведомств определяется не только уровнем их технической оснащенности, но и тем, насколько широко используется в них программное обеспечение, автоматизирующее внутренние функции и внешнее взаимодействие - как с другими органами власти, так и с населением. Одним из важнейших инфраструктурных элементов являются системы электронного документооборота (СЭД). По данным, полученным в процессе исследования, СЭД имеются почти в каждом регионе, но в значительной их части используются  отдельные, не взаимодействующие друг с другом, системы.

СЭД в регионах

Уровень внедрения СЭД Доля от числа опрошенных, %,
1 Есть единая система электронного документооборота органов исполнительной власти, к которой подключены все ОГВ и их подразделения 27,4
2 Есть единая система электронного документооборота ОГВ, и к ней подключены также подведомственные организации 8,2
3 Есть СЭД во всех органах исполнительной власти, обеспечивающие документооборот в каждом из них, но не между ними 12,3
4 Есть отдельные системы в некоторых органах исполнительной власти 43,8
5 Нет специальной системы электронного документооборота 6,9

Источник: ИРИО, 2008

Имеющиеся в органах власти информационные системы используются, в основном, для автоматизации управления бюджетным процессом, предоставления информации населению. Большинство же видов деятельности, по-прежнему, слабо автоматизировано.

Текущее состояние использования ИКТ по направлениям деятельности

Направление деятельности ОГВ Доля респондентов, оценивших использование ИКТ как достаточное, % Доля респондентов, оценивших использование ИКТ как недостаточное, % Доля респондентов, не ответивших на данный вопрос, %
Управление бюджетным процессом региона 60,3 37,0 2,7
Предоставление информации о деятельности ОГВ 56,2 41,1 2,7
Социальная защита населения 43,8 54,8 1,4
Управление государственным имуществом 39,7 56,2 4,1
Мониторинг социально-экономического развития региона 38,7 57,5 4,1
Управление образованием 34,3 63,0 2,7
Охрана окружающей среды 24,7 72,6 2,7
Защита населения в чрезвычайных ситуациях 24,7 69,9 5,5
Управление здравоохранением 21,9 75,3 2,7
Управление культурой 20,6 76,7 2,7
Лицензирование видов деятельности 20,6 76,7 2,7
Предоставление государственных услуг населению и бизнесу 8,2 90,4 1,4

Источник: ИРИО, 2008

Особенно печальной выглядит ситуация с предоставлением электронных государственных услуг населению и бизнесу, о необходимости внедрения которых активно говорится уже на протяжении нескольких лет – лишь 8,2% респондентов считают уровень проникновения ИКТ в эту сферу достаточным. Более детальное изучение этого вопроса позволяет утверждать, что, несмотря на то, что "ручная" работа госслужащих постепенно отходит в прошлое, автоматизация, в большинстве случаев, затрагивает лишь отдельные этапы деятельности и носит узкоспециализированный характер.

ИКТ-взаимодействие с гражданами и бизнесом

Обеспечение электронного взаимодействия государственных ведомств с гражданами и бизнесом признано ключевым направлением реализации новой редакции ФЦП "Электронная Россия". Такое взаимодействие может осуществляться путем использования возможностей интернета, а именно при помощи веб-сайтов органов государственной власти всех уровней. И если на федеральном уровне по итогам 2007 года все ведомства, кроме недавно созданных, имели собственные интернет-представительства, при этом их уровень информативности оценивался экспертами CNews Analytics как достаточно высокий, то на региональном и, тем более, на муниципальном уровне дела обстоят иначе.

В среднем по России 32% ведомств регионального и лишь 9,7% госорганов муниципального уровня имеют собственные сайты. В таком разрезе технологическое неравенство субъектов Федерации предстает, быть может, особенно ярко. Например, в Санкт-Петербурге число органов местного самоуправления, имеющих собственные веб-представительства, составляет 70,7%, а в Агинском-Бурятском АО – 0%, в республике Марий Эл – 0,8%.

Оценка имеющихся сайтов по методологии ООН с точки зрения их функциональности в разрезе требований построения "электронного правительства" показала, что веб-ресурсы регионов-лидеров, таких как Чувашская республика (148 баллов), Москва (146 баллов), республика Татарстан (125 баллов) и т.д., могут конкурировать с сайтами ведомств таких государств как Словакия, Перу, Китай. Веб-представительства других регионов, например республики Калмыкия (14 баллов), Ингушетия (15 баллов), находятся в одном ряду с сайтами ведомств государств Суринам и Бурунди. Что касается использования интернета при оказании государственных услуг, то большинство ведомств регионального и муниципального уровня ограничиваются публикацией информации об оказываемых услугах, не предоставляя гражданам даже элементарной возможности скачивания официальной бумажной формы для того, чтобы начать общение с ведомством.

Регионы, уже имеющие опыт электронного взаимодействия с гражданами, чаще всего предоставляют возможность подачи декларации о подоходном налоге с уведомлением (63% регионов), оказывают услуги по поиску работы, предоставляемые государственными службами занятости (64% регионов). Что касается взаимодействия G2B, то здесь в электронную форму переведены госзакупки (95% регионов) и предоставление информации в статистические органы (40% регионов).  В отдельных регионах – Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Кировской, Челябинской областях, Чувашской республике, Татарстане и Ханты-Мансийском АО – государственные ведомства оказывают одновременно несколько видов электронных услуг. При этом большинство из них реализуется в автоматизированном режиме лишь частично.

Одним из существенных факторов, сдерживающих процесс информатизации госорганов, является отсутствие архитектурного подхода – интеграции в единое целое задач построения ИКТ-инфраструктуры, внедрения ИТ-решений и стандартизации в этой области. Среди существующих региональных программ информатизации нет ни одной, использующей на системной основе архитектурный подход, 7 декларируют его, но не используют в полной мере, 18 используют отдельные его элементы. В 18 программах архитектурный подход полностью отсутствует.

Таким образом, при сохранении нынешних темпов роста показателей ИКТ-оснащенности региональных и муниципальных органов власти, достичь 100% показателей удастся к 2020 г. А на электронное взаимодействие с ведомствами граждане и предприятия России могут рассчитывать только к 2110 г.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS