При поддержке Центр компьютерного обучения

Саман-Мати

Сергей Гуснин: Образование для многих становится основной ценностью, как это и было в недавнем прошлом

Сергей Гуснин 
О своем видении ситуации, сложившейся на российском рынке ИТ-образования, а также о дальнейших перспективах развития дистанционного обучения рассказывает генеральный директор учебного центра «САМАН-МАТИ» Сергей Гуснин.

CNews.ru: Мы хотели бы обсудить две темы: часть ваших ответов, мы надеемся, заинтересует людей, которые собираются учиться, другая часть будет интересна самим участникам рынка IT-обучения. Начнем с первой темы. Как вы оцениваете общий уровень дополнительного IT-образования в России? Ваши коллеги говорят о том, что качество преподавания авторизованных курсов в нашей стране заметно выше, чем в западных странах.

Сергей Гуснин: Здесь нужно дифференцировать, что именно мы понимаем под дополнительным образованием в России. Если мы говорим о массовом обучении различным самодельным IT-курсам, то часто как в западных странах, так и в России это не выдерживает никакой критики. Если говорить о преподавании авторизованных курсов, которые проводятся зарекомендовавшими себя центрами, то можно сказать, что в нашей стране уровень выше, чем за рубежом.

Мы были одними из первых, кто начал заниматься авторизованным обучением, в том числе и обучением инструкторов, приглашали ведущих специалистов из Microsoft, Novell и других компаний. Со многими из зарубежных преподавателей у нас были не только деловые, но и дружеские взаимоотношения. Могу сказать, что, тем не менее, наши инструкторы по своему уровню заметно выше, чем их зарубежные коллеги. Может быть, потому что за рубежом такой уровень образования и такой уровень возможностей находит себе применение на существенно более высоких ступенях служебной иерархии.

С другой стороны у нас немного другой подход к обучению, в первую очередь ввиду более требовательной аудитории. Наши слушатели хотят получить все в одном флаконе. Преподаватель должен быть компетентным не только в рамках собственного курса, но одновременно рассказывать массу дополнительных вещей, быть консультантом. Каждый наш преподаватель обязательно является одновременно практикующим техническим специалистом и консультантом и может квалифицированно показать приложение излагаемого курса к конкретным задачам слушателей, рекомендовать те или иные решения, что не характерно для зарубежных инструкторов. Свой положительный вклад вносят и неувядаемые традиции российского образования.

CNews.ru: Вендоры уверяют, что в любом авторизованном центре уровень преподавания будет одинаков. Чем учебные центры реально отличаются друг от друга?

Сергей Гуснин: Сама идея авторизованного курса состоит в том, что во время его прослушивания должно быть выдано то, что планировал вендор, создавая курс и потратив на него колоссальные по российским меркам деньги. Эти курсы отрабатываются во всем мире, на большом количестве площадок, качество их на самом деле высокое. Во всех авторизованных учебных центрах одинаковые учебники, сертифицированы оборудование и преподаватели. Можно сказать, что в любом центре, тот курс, который вы получаете, дает вам тот стандартный объем знаний, на который рассчитывал вендор. Однако, как не бывает двух одинаковых преподавателей, так и центры отличаются друг от друга.

Слушатели выбирают любимый центр, любимого преподавателя. Для того, чтобы быть любимым, необходимо проводить дополнительную работу помимо предлагаемого вендором стандарта. Российский слушатель привередлив, ему необходимо знать, как применять полученные знания, как ломать, как строить. Поэтому в любимом российском центре необходимо комплексное, интенсивное обучение и своя изюминка.

Каждый центр имеет свою специфику, у нас, например, это самая сертифицированная, даже по оценкам конкурентов, команда специалистов в России (некоторые из них лучшие в мире) и элемент домашности, т.е. более тесной неформальной работы с пользователем, которая позволяет больше времени уделить ликвидации слабых мест. Мы предоставляем время вне расписания для дополнительной практической работы на нашем оборудовании и консультациям с преподавателями центра по текущим проблемам, имеем возможность лучше подготовить слушателей к сдаче тестов. Кроме того, предоставляется полугодовая техническая поддержка наших выпускников.

CNews.ru: Предполагает ли преподавание в российском авторизованном учебном центре ответы на дополнительные вопросы слушателей? В западных, насколько известно, такая практика фактически не приветствуется.

Сергей Гуснин: Бесспорно, предполагает. Мы стараемся, при этом, как можно точнее следовать западной методике. Есть курс, его рамки, которые отсекают дополнительные темы, но вопросы по курсу являются, на наш взгляд, неотъемлемой частью методики обучения. В самом курсе уже заложено все то, что производитель данного продукта считает нужным для его поддержки. Методика его подачи основана на опыте, накопленном ведущими специалистами в течение длительного времени, и проверена во многих авторизованных центрах во всем мире.

Но я уже упоминал, что наш российский пользователь, конечно, без самых разнообразных дополнительных вопросов не обходится. Поэтому я сам перед началом занятий во время вводной беседы стараюсь предложить слушателям фиксировать как можно больше вопросов, причем сразу выяснять только те вопросы, без которых невозможно дальнейшее усвоение материала. Остальные вопросы записывать. В течение курса все вопросы суммируются и прорабатываются вместе со слушателями в дополнительное время. При этом становится понятно, на какие из этих вопросов ответы имеются в самом курсе, на какие из них вам ответил преподаватель, а по каким требуется послать запрос разработчикам. Поскольку продукт коммерческий, даже авторизованному центру ответ иногда может быть дан без подробностей.

Такой подход позволяет индивидуализировать работу со слушателями и использовать дополнительно эти же вопросы при подготовке к тестам и в дальнейшей работе наших выпускников.

CNews.ru: Каково ваше отношение к специализации среди учебных центров? САМАН-МАТИ стремится стать универсальным центром? Каковы плюсы и минусы универсальных и специализированных центров?

Сергей Гуснин: Плюс специализации в том, что она позволяет глубже вникнуть в данный предмет, уделить ему больше внимания. Поэтому преподавание конкретного предмета в специализированном центре может быть лучше, чем в центрах широкого профиля. Но здесь как всегда есть оборотная сторона медали. Большинству слушателей требуются знания не только конкретного программного или аппаратного продукта. Как правило, необходимо понимание взаимодействия с остальными компонентами информационной среды, и здесь универсальный центр имеет колоссальное преимущество, позволяя показать практическое использование получаемых знаний в реальной среде. Чтобы успешно совместить ширину охвата и глубину изложения предмета, необходимы большие кадровые ресурсы и умение найти золотую середину между специализацией и универсализмом.

Первое нам обеспечивает наша тесная интеграция с Российским Государственным Технологическим Университетом — МАТИ, где я руковожу кафедрой «Интернет технологии». Второе тем, что перечень и актуальность предлагаемых курсов непрерывно поверяется текущим опытом технической поддержки и решения проблем крупных аппаратно-программных комплексов в таких организациях, например, как подразделения Министерства по Налогам и Сборам РФ, отделения Сберегательного Банка РФ и др.

CNews.ru: Вы отслеживаете отраслевую принадлежность ваших клиентов? Предприятия какой сферы вкладывают наибольшие средства в обучение своих IT-специалистов?

Сергей Гуснин: Очевидно, что предприятия той сферы, которые обладают денежными ресурсами с одной стороны, и чувствует необходимость в этом — с другой стороны. Много вкладывают в обучение банки, предприятия нефтегазовой промышленности, а часто и бюджетные организации. Все они вынуждены изыскивать средства, поскольку в сфере предоставления услуг информационные технологии и, в частности, автоматизация бизнес-процессов дают максимальную отдачу. Эффективность работы обслуживающей организации (в том числе, таких государственных предприятий, как образовательные, налоговые, таможенные, почтовые и пр. ведомства) напрямую зависит от числа проведенных транзакций, т.е. от количества обслуженных клиентов. Следовательно, инвестиции в развитие ИТ-направления и в частности, подготовка персонала являются необходимыми условиями успешного развития этих организаций.

CNews.ru: Как часто нужно учиться IT-специалистам, специализирующимся в различных сферах? Есть ли какие-то рекомендательные стандарты?

Сергей Гуснин: Новые операционные системы от наиболее известных вендоров выходят в среднем раз в год. Поэтому обучаться реже, чем раз в год, даже если вы занимаетесь одной операционной системой, может иногда оказаться просто невозможно. А если в вашей информационной системе задействованы несколько ОС, то вам следует проходить несколько курсов в год.

Зарубежные компании, в частности, те, которые занимаются сертификацией, считают, что специалист высокого класса должен за год набрать определенное количество баллов в области самообучения. Таким образом, обучаться нужно каждый год и даже возможно каждый месяц, остается определить только форму обучения: самостоятельное, посещение курсов и пр. Если ваша деятельность не критична для организации, имеет низкую или среднюю эффективность, дополнительные знания не приведут к кардинальному изменению ситуации, то вы вполне можете заниматься самообучением. Если же ваша работа критична для организации и цена вашего рабочего часа для предприятия тоже высока, а новые знания резко повысят эффективность вашей работы, то, значит, вам необходимо экономить время, как можно быстрее повышая уровень знаний. В этом случае большую отдачу дает помощь инструктора, вся та информационная среда, которая существует в классе авторизованного обучения.

Наши постоянные клиенты учатся ежегодно. У нас есть примеры людей, которые учатся несколько раз в год, и есть примеры предприятий, которые ежегодно посылают своих специалистов на обучение. Но в целом не буду утверждать, что все отечественные компании в настоящий момент готовы переучивать своих специалистов с такой регулярностью, ввиду хотя бы финансовых проблем.

CNews.ru: Стоит ли ожидать снижения цен на курсы, по мере того как IT-обучение будет становиться все более массовым? Или цены наоборот будут расти?

Сергей Гуснин: Как уже упоминалось, качество наших курсов выше зарубежного, при этом стоимость их занижена в три-четыре раза. Полагаю, что массовое обучение, хотя и будет в дальнейшем дорожать, по мере общего повышения жизненного уровня, все равно останется доступным, его стоимость возрастет пропорционально. Что касается авторизованных курсов, то здесь нужно учитывать, что затраты на них довольно высоки и вряд ли могут быть существенно уменьшены. Сложные курсы вообще не могут быть дешевыми, поскольку иначе нельзя будет вложить в них эффективную методику, обеспечивающую качество преподавания.

Выводы таковы, что в целом курсы не будут дешеветь. Возможны некоторые колебания в цене, например, при установлении монополии одного центра на рынке стоимость будет расти, а при появлении большого количества конкурентов — соответственно, уменьшаться. Здесь можно опереться на зарубежную статистику. Большие надежды на ценовую доступность обучения связываются с дистанционным обучением, разработкой нового инструментария для самообразования. Однако сегодня лишь немногим, в частности Академической инициативе CISCO, удалось успешно продвинуться в этом направлении за счет, правда, колоссальных инвестиций.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы дистанционного образования в России? Как быстро обучение через интернет может стать массовым?

Сергей Гуснин: Не готов дать четких оценок. У меня есть глубокая убежденность в том, что интернет, также как в свое время письмо, рано или поздно войдет в повседневный обиход каждого. Я не сомневаюсь, что со временем интернет превратится в стройную систему доставки знаний в самые отдаленные уголки. Но какая-либо эйфория здесь чревата. Опыт последних лет позволяет утверждать, как в отношении развития интернет-технологий, так и в отношении развития различных интернет-компаний, что это развитие не будет безоблачным или чересчур быстрым.

Сегодня мы сталкиваемся с общей проблемой стремительного усложнения управления и использования информации и информационных потоков. Интернет можно сравнить с колоссальной библиотекой, но никому ведь не придет в голову отправить своего ребенка получать образование даже в самую лучшую библиотеку. Нужен четко организованный процесс обучения, а интернет предоставляет только возможность почти безграничного доступа к информационным ресурсам, без какого-либо поводыря. Это ненормальное явление, и дело всякой образовательной организации, преподавателя состоит в том, чтобы наоборот — ограничить доступ, скорректировать акценты, направить обучаемого по оптимальному пути.

Ситуация с дистанционным обучением при всей его перспективности приблизительно та же, что и с электронной коммерцией: т.е. требуется определенным образом воспитать и рынок, и потребителя (слушателя, его руководителей). Должны быть проработаны методики, подготовлено сознание всех участников процесса, необходимо четко понимать, на какую аудиторию будет направлено обучение.

Направление дистанционного образования мы начали развивать около 4 лет назад и столкнулись с огромным количеством чисто технических проблем. Поэтому сейчас мы утверждаем: да, за этим будущее, но в это будущее нужно вложить много денег, труда и времени. Массовым дистанционное образование станет только тогда, когда появятся соответствующие технические возможности, хорошие каналы, скорость — и в первую очередь в провинции, на которую, собственно, этот вариант обучения изначально и был рассчитан.

Спрос на подобные услуги уже сейчас достаточно высок, но часто предложение, которое есть на рынке, не соответствует требованиям и не работает в силу каких-то технических ограничений. Что касается работающих методик, то они рассчитаны на нашу действительность и пока достаточно далеки от аналогов, действующих в странах, где телекоммуникационные возможности и уровень компьютеризации более высоки. Кроме того, нельзя забывать, что дистанционное обучение предполагает совместную деятельность заказчика и учебного центра. Здесь по-прежнему проблемными остаются вопросы контроля обучения и мотивации слушателей.

CNews.ru: Перейдем ко второй группе вопросов, которые больше интересуют участников рынка обучения. Какова основная интрига сегодня на рынке образования для IT-специалистов?

Сергей Гуснин: Рынок IT-образования развивается, и это развитие будет продолжительным, поскольку сам предмет обучения — это постоянно развивающиеся информационные технологии. Можно утверждать, что на сегодня рынок в той или иной степени сформировался и стабилизировался, хотя бы по сравнению с тем, что было 8 лет назад, когда учебные центры были единичны, и в наш тогда единственный в России и СНГ центр сертификации специалистов обращалось иногда 2–3 человека в месяц. Мы были тогда одними из первых на рынке IT-образования и сами участвовали в его становлении, создании новых центров, выборе основных направлений авторизованного обучения.

Хотя сейчас рынок можно считать в какой-то степени сформировавшимся, его функционирование по-прежнему определяется позицией и активностью тех или иных участников. При этом меняется направленность обучения, какие-то продукты, компании становятся менее востребованными, какие-то, наоборот, более. Распространяется изучение «тяжелых» продуктов — Oracle, Cisco, думаю, в скором времени активизируется изучение систем управления. Многие центры стараются быть более универсальными, осваивают дополнительные направления, потому что появляется потребность в расширении спектра услуг. Таким образом, можно утверждать, что рынок постоянно меняется и основная интрига в том кто точнее угадает будущие «хиты сезона» на рынке обучения, кто эффективней сумеет использовать свои ресурсы, кому улыбнется удача.

CNews.ru: Можно ли говорить о том, что рынок IT-обучения в Москве уже поделен и ожидать существенного изменения в расстановке сил в ближайшее время уже не следует? Если это не так, то какие факторы могли бы привести к изменению ситуации?

Сергей Гуснин: К изменению ситуации в свое время привел, например, дефолт 1998 года. До этого резкие изменения происходили в 1995 году, когда, как мы говорили, активно начали появляться учебные центры. Сейчас наблюдается некоторая стабилизация на рынке и в целом в стране. Складывается потребность в повышении эффективности труда, осуществлении эффективного контроля, правильном построении технологических решений; открываются новые сегменты рынка — все это может быть факторами, которые будут способствовать дальнейшему изменению ситуации. Ну а про фактор удачи я уже говорил.

CNews.ru: Известно, что ваш центр одним из первых стал активно использовать интернет для тестирования IT-специалистов. Как вы оцениваете роль интернета в качестве маркетингового канала сегодня и в будущем?

Сергей Гуснин: Понимание ключевой роли интернета в различных областях и в первую очередь в маркетинге привело нас к переводу существенной части рекламной деятельности в интернет и созданию таких проектов как кафедра «Интернет технологии» для подготовки соответствующих специалистов и «Клуб Сертифицированных Специалистов». Можно отметить, что если ранее большая часть маркетинговых усилий приходилась на такие мероприятия, как выставки и реклама в печатных изданиях, то сейчас реклама и ее эффективность в значительной степени смещаются в интернет. Это симптом времени, от которого никуда не денешься: интернет входит в каждый дом, и все понимают, что проще посмотреть расписание поездов через домашний компьютер, чем ехать для этого на вокзал. Кроме того, в отличие от телерекламы, интернет предоставляет возможность выбора, люди могут целенаправленно идти на тот или иной сайт, и найти там требуемую информацию, продукты и услуги.

Эффективность рекламы в интернете не просто возросла, но стала существенной компонентой маркетинговой политики, уступающей по отдаче только непосредственной работе с корпоративным заказчиком, которую заменить никакой рекламой, наверное, нельзя. Но и в этом случае для более успешной работы необходим соответствующий фон, который также создается при помощи интернета, и в частности наших сайтов. Могу сказать, что количество клиентов, приходящих через интернет, становится все более определяющим успех работы компании, особенно по сравнению с тем, что было 4–5 лет назад.

CNews.ru: На мировом рынке интернет-страхования совершенно четко просматривается тенденция перехода инициативы к онлайновым брокерам, которые собирают на своих сайтах предложения от разных компаний. Насколько такая форма развития бизнеса кажется вам перспективной в отношении ИТ-обучения?

Сергей Гуснин: Здесь все зависит от брокера, от того, насколько предлагаемая услуга соответствует потребностям его аудитории, насколько хорошо он себя зарекомендовал в других областях, насколько его метод ведения продаж эффективен. В целом идея правильная, хотя надо воспринимать это просто как один из вариантов ведения продаж. В любом учебном центре есть подразделение, которое занимается продажами, и оно может использовать подобную площадку если там есть специалисты и адекватные для этого ресурсы.

Однако брокер в любом случае не может заменить деятельности самого центра по маркетингу и продвижению услуг, а на рынке, кроме того, прослеживается тенденция к прямым связям, поэтому рано или поздно заказчик все равно попытается найти контакт непосредственно с учебным центром.

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка образования в сфере IT в ближайшие несколько лет?

Сергей Гуснин: Все будет зависеть от ситуации в стране — если будет государство подниматься, то и образование будет подниматься. В 98 году была ситуация, когда многие специалисты устремились на запад, начали учиться и получать сертификаты. Но это короткая волна, которая не может служить базой для фундаментальной долговременной работы, которой мы занимаемся. Мы строим бизнес с расчетом на долгосрочную перспективу. Мы надеемся, что знания в области наукоемких технологий будут востребованы у нас в стране, что в итоге приведет к дальнейшему развитию рынка образования.

Мы сейчас видим эти тенденции на примере студентов нашей кафедры. В отличие от ситуации 7 лет назад, техническое образование, особенно в области информационных технологий, привлекает все большее количество студентов и слушателей-специалистов. Обучение и особенно переподготовка специалистов, в первую очередь авторизованные курсы, становятся плановой повторяемой процедурой, которая позволяет учебным центрам занять свою нишу на рынке.

Образование для многих из наших сограждан становится основной ценностью, как это было в недавнем прошлом в России и как это есть за рубежом. Мы готовим наших студентов и слушателей в соответствии с международными стандартами и обеспечиваем их соответствующими международными документами, поэтому на мировом рынке труда наши выпускники всегда будут востребованы, и уже сами смогут выбирать, где им комфортнее. Возможность котироваться на международном рынке труда, в свою очередь обеспечивает авторизованное обучение, которое должно быть массовым.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS