Обзор подготовлен CNA

версия для печати

ECM и ERP в России: вместе эффективнее?

ECM и ERP в России: вместе эффективнее?

Финансовый кризис и затяжной период восстановления усилили интерес заказчиков к ECM-решениям, которые могут эффективно применяться в интеграции с другими информационными системами. Вендоры отреагировали предложением новых продуктов, а аналитики – умеренно позитивным прогнозом развития отрасли.

Интерес бизнеса к интеграции ECM-систем с ERP даже в период нестабильной экономической ситуации остается высоким. По мере того, как компании сокращают расходы на масштабные проекты внедрения, внимательно подходя к расчету сроков возврата инвестиций, увеличивается спрос на решения в области управления контентом и документооборотом. Елена Семеновская, руководитель исследований IDC в области программного обеспечения, отмечает, что в 2009 году в России было зафиксировано большое количество проектов по внедрению СЭД. Она связывает это, в частности, с их быстрой окупаемостью и хорошо демонстрируемым эффектом для бизнеса. "В отсутствие новых проектов по ERP компании пытались улучшить свою работу, автоматизируя документооборот. Такие внедрения также хорошо дополняют предшествующие проекты по ERP, в которых зачастую не удалось отказаться от бумажного документооборота", - отмечает госпожа Семеновская. В теории СЭД должны стать производственной операционной средой в компании заказчика наравне, например, с ERP и CAD, и быть ориентированы, в первую очередь, на поддержку основного бизнеса компании для того, чтобы давать экономический эффект и оправдывать свое внедрение. 

Глобально аналитики фиксируют интерес к интегрированным ECM- и ERP-системам. Согласно данным AIIM, собранным в ходе опроса 387 компаний с численностью сотрудников больше 100 человек, самым серьезным преимуществом для бизнеса в проектах интеграции ECM и ERP, который упомянули респонденты, является связывание работы над документами и процессов движения их в рамках КИС. Также речь шла о возможности улучшения обслуживания клиентов и возможности совместного доступа к базам знаний. Компании чаще всего интегрируют ERP и ECM для обработки транзакционных документов и контрактов. 68% опрошенных отмечают, что подобные объединенные решения позволяют получить большую отдачу от инвестиций, чем другие проекты интеграции. 53% компаний собираются внедрять или уже имеют развернутое портальное решение как единую точку доступа к ERP/ECM. Наконец, 42% респондентов в ответ на вопрос о возможности применения ERP и ECM-продуктов от одного и того же вендора посчитали это преимуществом. 13% отметили, что уже сейчас используют подобные решения.

ERP превратит СЭД в ECM

С точки зрения построения информационной архитектуры возможны два подхода к интеграции ERP и ECM/СЭД: интеграция ECM- и ERP-систем в рамках сквозных бизнес-процессов с использованием технологий SOA и BPM, либо расширение функциональности ERP-системы за счет сервисов и технологий ECM. Эксперты, опрошенные CNews, полагают, что интеграция документооборота с ERP позволяет добиться более быстрых сроков возврата инвестиций, сделать показатель ROI более эффективным и менее подверженным рискам. СЭД начинает восприниматься бизнесом как наиболее легковнедряемый и недорогой класс корпоративных систем, поэтому их устанавливают для обеспечения эффективности ведения производственной деятельности. Одним из предпочтительных продуктов здесь является MS SharePoint. Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, полагает, что на рынке приходит время комплексных недорогих решений: "Клиенты интересуются системой электронного документооборота в интеграции с системой управления бизнес-процессами и системой электронного архива. Кроме этого, интересна интеграция данных приложений с корпоративным форумом и другими приложениями корпоративного портала". Тем не менее, в иерархии зависимостей СЭД от других систем ERP стоят на последнем месте, пропуская вперед системы управления контентом (хранилища документов) и CRM.

"Это вполне очевидно, если смотреть на ECM со стороны ERP. Все-таки большинство документов предприятия сопровождают производственные, денежные и товарные транзакции, однако есть и очень важное меньшинство - управленческие документы, не связанные с хозяйственными операциями", - объясняет Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Несмотря на то, что таких документов, относительно транзакционных, гораздо меньше, автоматизация их обработки и связанных с этим процессов имеет очень большое влияние на эффективность управления и прозрачность бизнеса:  "В российском понимании СЭД многие говорят как раз в основном об управленческих процессах и управленческой документации (автоматизация канцелярии - это задача из которой выросли все российские СЭД)". Эксперт полагает, что второй взгляд на документооборот (со стороны ERP) вполне характерен для России, приводя в пример функциональность решения "1С:Предприятие", как раз и направленную на управление транзакционными документами.

"Вопросы интеграции ECM и ERP давно и устойчиво находятся в центре внимания основных участников рынка документооборота в России. Последнее время к ним приковано особенно большое внимание, поскольку основные игроки рынка ECM, а именно, EMC Documentum и Open Text, объявили о своих новых инициативах и выпуске новых версий продуктов, ориентированных на еще более тесную интеграцию с SAP ERP", - объясняет Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink. Тем не менее, как замечает Ирина Кубликова, директор по маркетингу "Босс-Референт", тенденция интеграции ECM и ERP характерна в России только для крупных организаций.

"ECM почти всегда обеспечивает положительный ROI, ERP - почти никогда вследствие дороговизны и, как правило, затянутости проектов ERP", - уверен Виктор Сенкевич. По его словам, внедрение ERP вместе с ECM увеличивает ROI плюс может существенно облегчить процесс такого внедрения и получить первые реальные результаты существенно раньше за счет быстрой автоматизации бизнес-процессов, связанных с документами. Однако, как подчеркивает Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус Консалтинг", ROI от внедрения ERP считается отдельно, по другим методикам и объединять данные расчеты с прогнозами по ROI от внедрения СЭД практически невозможно, результаты будут весьма неточными.

Портальные продукты дадут доступ в ECM

Рассуждая о популярности портальных решений в области интеграции ECM и ERP, ряд экспертов рынка СЭД отметили, что она объясняется большей простотой, по сравнению, например, с интеграционными шлюзами. "Интеграция, когда портал на SharePoint выступает единой точкой доступа к данным из ERP и ECM систем, вероятно, имеет цель снизить стоимость хранения документов и доступа к ним. В России, однако, чаще востребована иная конфигурация – где SharePoint является хранилищем, платформой, над которой существует приложение (ECM), обеспечивающее автоматизацию процессов управления документами", - уверена Ирина Кубликова.

В свою очередь Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, считает, что организация единой портальной точки входа для таких серьезных приложений, как ERP и ЕСМ, является ресурсоемкой задачей, требующей больших серверных мощностей. В результате часто низкая производительность и медленная реакция на запросы пользователей становятся причиной отказа от портального решения. "Более перспективным и востребованным становится подход к организации работы через привычный интерфейс в сервис-ориентированной архитектуре. Также жизнеспособной является организация работы с документами массового пользователя (в том числе пользователя ERP) "по сигналам" от информационных систем. При таком подходе человек попадает в документарную среду (интерфейс ECM) по мере поступления документов и документированных задач, имеющих к нему отношение. Подобные сигналы могут исходить как от ECM, так от ERP и других систем. Одним из вариантов интеграции может быть автоматизация бизнес-процессов с применением BPM/workflow, задействующая ERP и ECM", - объясняет господин Ипатов. Об этом же говорит и Александр Бейдер, отмечая, что создание портала (а не просто вебсайта) - это затратный проект, для которого должна быть очень серьезная бизнес-мотивировка, потому что он не дает такого прямого эффекта, как организация сквозных бизнес-процессов или прямой доступ к первичным документам.

ECM и ERP объединят сами вендоры

В настоящее время все крупные глобальные вендоры (IBM, Oracle, SAP) предлагают совместимые ECM-решения, которые появились в ходе приобретений соответствующих бизнесов разработчиков или заключения бизнес-соглашений. В итоге заказчик оказывается перед выбором – приобретать ECM и ERP от одного и того же производителя или выбрать ECM, для которой будет создан программный интерфейс для интеграции с ERP (на базе стандартов).

Объясняя целесообразность использования ECM и ERP от одного и того же вендора, сами игроки указывают как на положительные, так и на отрицательные моменты. "Как правило, ERP на предприятии выполняет учетную роль, а СЭД "отвечает" за контроль исполнительской дисциплины, хранения информации в электронном виде, оборот договоров и иных документов. Данные функции реализуются различными системами и практически не пересекаются. Системы могут внедряться в разные периоды времени и затрагивать разные департаменты, филиалы компании. Российские заказчики выбирают, как правило, решения от разных вендоров, предпочитая единой платформе такие критерии, как стоимость, качество реализации требуемой функциональности, возможность системы решать текущие бизнес-задачи. Необходимость дополнительных расходов на интеграцию разных систем исключает данную задачу из перечня приоритетов предприятий", - говорит Александр Аксельрод.

По мнению Виктора Сенкевича, плюсы от использования моновендорных продуктов очевидны, если ERP и ECM будут изначально интегрированы между собой, и пользователи смогут обойтись похожими средствами адаптации и настройки. Тем не менее, замечает эксперт, вендор ERP может купить ECM "на стороне" и не успеть обеспечить должной интеграции между продуктами. Минусами моновендорных продуктов будет их неравнозначность по ценности. "Опыт показывает, что ERP и ECM - это очень разные классы систем, и, как правило, поставка такого комплекса от одного вендора не реалистична. Мы сейчас видим очень тесную интеграцию между продуктами SAP AG и Open Text, но это не означает, что столь же тесная интеграция невозможна между продуктами SAP AG и EMC Documentum. В конце концов, решение принимает не вендор, а заказчик. Именно заказчик должен решить, какие продукты для автоматизации управления контентом он хочет применять, и это решение зависит от очень многих факторов. Разнообразие и возможность выбора - это признаки зрелого рынка", - замечает Александр Бейдер.

По мнению Вадима Ипатова, сегодня все большее число заказчиков отдают приоритет точному соответствию возможностей информационной системы бизнес-задачам, и в ряде компаний одновременно используются даже ERP-системы различных производителей для решения разных задач. "Преимущества использования решений от одного вендора потенциально можно было бы поискать в упрощении логистики, снижении стоимости владения (за счет использования общих компонентов и экономии на лицензиях и поддержке), лучшей совместимости приложений, однако на практике оказывается, что стоимость пропорциональна прикладной функциональности, интегрируемость определяется свойством конкретного решения, а не принадлежностью производителю (особенно в контексте наблюдаемых слияний и поглощений)", - констатирует специалист. По его словам, все другие аргументы в пользу единого вендора могут находиться в зоне "погрешностей в расчетах" и легко компенсируются более высокой компетенцией, профессионализмом, опытом и специализацией другого вендора в конкретной области. На рынке также озвучивается точка зрения, что, вероятно, основное различие между ECM и СЭД будет проходить именно по границе их интеграции: если у решения есть сертифицированная интеграция с ERP, то это продукт класса ECM, а если интеграции нет – то СЭД.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS