Обзор подготовлен

версия для печати
Российские разработчики включаются в гонку BI

Российские разработчики включаются
в гонку BI

Решения BI стали главным приоритетом для ИТ-директоров, что доказывают высокие темпы роста этого сегмента ПО. В России наблюдается лавинообразное увеличение числа BI-проектов, причем лидирующими поставщиками являются российские компании, которые также успешно дебютировали на мировом рынке.

Приложения бизнес-аналитики - это новый тренд на рынке ИТ, и статистика доказывает, что это один из самых быстро растущих сегментов рынка ПО. По данным Gartner, траты на BI достигли $12,2 млрд. в 2011 году, что на 16,4% больше показателей 2010 года ($10,5 млрд.). Аналитики полагают, что в 2012 г. внедрение таких решений останется приоритетом номер один для ИТ-директоров. По данным экспертов IDC, которые используют другую методику подсчета, объем рынка бизнес-аналитики в 2011г. составил $31,3млрд., а в 2012 г. он увеличится на 8,2% до $33,9 млрд.

Доли крупнейших игроков на рынке BI

Источник: Gartner, 2012

Лидерами рынка были компании Oracle, SAP, SAS, IBM и Microsoft, на других производителей, которых насчитывается более сотни, приходится только 27,5%, подсчитали аналитики Gartner. Тем не менее, эксперты в рамках Magic Quadrant  выделяют около десятка перспективных нишевых игроков, среди которых оказалась и российская компания Prognoz. По данным IDC, только 14 вендоров преодолели барьер в $100 млн., помимо пятерки лидеров, аналитики выделяют также компании Informatica, MicroStrategy, Infor и QlikTech.

Выручка крупнейших вендоров бизнес-аналитики

Компания Выручка 2011,
млн  $
Выручка 2010,
млн  $
Рост выручки
2011/2010 в %
Доля рынка 2011 в % Доля рынка 2010 в %
SAP 2883,5 2413,1 19,5 23,6 23
Oracle 1913,5 1645,8 16,3 15,6 15,7
SAS 1542,8 1386,5 11,3 12,6 13,2
IBM 1477,6 1222 20,9 12,1 11,6
MS 1059,9 913,7 16 8,7 8,7
другие 3363,8 2931,1 14,8 27,5 27,9

Источник: Gartner, 2012

Российский заказчик преодолевает психологический барьер

Оценки российского рынка сильно разнятся. По данным TAdviser, за год объем затрат на бизнес-аналитику увеличился на 35% с 25,5 млрд руб. до 34,5 млрд руб. (более $1 млрд). В IDCнасчитали только $230 млн, но при этом представители американской компании констатируют скачок объема рынка более чем в два раза. По итогам 2010 г. они зафиксировали только $100 млн расходов на BI. Разница в абсолютных цифрах может быть объяснена тем, что в данные IDC вошли цифры по системам таких поставщиков, как Oracle и SAP, но не были учтены самостоятельные специализированные решения.

Уровень автоматизации компаний в России ниже, чем в Европе и США, поэтому потенциал рынка огромен, что объясняет высокие темпы роста. «Отличие внедрения BI на западе - более высокий уровень подготовленности заказчиков к использованию новых методов и технологий в области повышения эффективности управления и принятия решений, - комментирует Ольга Горчинская, главный консультант по технологиям бизнес-анализа Oracle СНГ. -  Основная доля аналитических систем в России – это традиционные системы отчетности. Интерактивный анализ, готовые аналитические приложения, аналитика реального времени и другие современные BI-решения пока не слишком востребованы бизнесом, хотя интерес к ним в последнее время все же повышается».

Как результат возникают проблемы, связанные с проведением подготовительных работ. «Для грамотного построения BI-решения необходимо интегрировать и увязать на аналитическом уровне множество внутренних и внешних источников, которые, как правило, требуют серьезной работы по гармонизации данных, - утверждает заместитель генерального директора «Прогноз» Сергей Шестаков. - В итоге, заказчики сталкиваются с проблемами выстраивания информационных потоков, регламентов обмена данными, систематизации показателей, создания хранилища данных и его интеграции с системами-источниками».

Кроме того, существует уникальные требования, предъявляемые отдельными отраслями. «Специфика состоит в расширенных требованиях бизнеса к аналитической информации и большим уровнем кастомизации решения под заказчика, - рассказывает директор по ИТ «МегаФона» Константин Юдов. - Если брать телеком-отрасль, то в России операторы предлагают гораздо более сложные тарифы и опции, что соответственно отражается на внедрении систем бизнес-аналитики. Также у нас в системах обрабатывается больше данных, чем у западных коллег, так как уровень проникновения сотовой связи в РФ больше, чем в Европе и США».

Главным препятствием остается подозрительное отношение руководства к ИТ. «В нашей стране по-прежнему высок уровень недоверия к информации, полученной из каких-либо технических систем, - рассказывает руководитель департамента по бизнес-аналитике и технологиям, заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Лисогор. - Объяснить это явление можно как с психологической точки зрения, так и оперируя фактами. Например, не секрет, что для локальных внедрений BI до сих пор характерно низкое качество данных в исходной системе. И момент, когда исходные данные будут надежными к началу проекта внедрения решений BI, наступит еще нескоро. Это одна из наших особенностей, которая объясняет, почему российские проекты иногда могут длиться дольше западных».

Доли BI-платформ по числу реализованных проектов в 2006-2011 гг.

Источник: TAdviser,2012

«Прогноз» позитивный

В базе данных TAdviser насчитывается 790 проектов BI, реализованных начиная с 2006 года. Более половины из них датируются 2011 г. Согласно этой статистике, лидирующими поставщики решений бизнес-аналитики являются российские компании Prognoz и Base Group Labs (платформа Deductor). Таким образом, можно констатировать, что для российского рынка характерна своя специфика, связанная с появлением собственных решений, которые в случае с«Прогноз», нашли дальнейшее применение на международной арене. По собственным данным,  «Прогноз» выполнил более 1000 проектов, из них около 100 за рубежом. Общее число проектов  2011 года – 584. При этом выручка от зарубежных проектов составила в 2011 г. 11,0% от дохода компании.

Сергей Шестаков среди причин успеха называет несколько преимуществ продуктов своей компании. Среди них можно отметить инструментарий с дополнительными возможностями, которые не относятся напрямую к BI (например, инструменты построения хранилища данных, ETL), а также сочетание средств традиционной аналитики (отчетность, визуализация) и продвинутой (моделирование и прогнозирование, data-mining). Кроме того, Prognoz Platform может использоваться на разнообразной инфраструктуре, включая различные СУБД, учетные системы, корпоративные порталы и т.д., рассказывает Шестаков.

Конкуренты из западных компаний, наоборот, называют в качестве преимущества глубокую интеграцию BIcдругими продуктами собственного производства и прогнозируют дальнейшую интеграцию таких решений с железом. «Западные BI-решения стали более комплексными: аналитика более глубоко интегрирована с технологиями баз данных, компонентами программного обеспечения связующего слоя, - говорит представитель Oracle. - Новая тенденция, характерная только для западных аналитических решений -  интеграция программного обеспечения саппаратным для поддержки высоких показателей эффективности».

Среди преимуществ российских продуктов игроки называют сильную научную базу, гибкость, соответствие специфике российского законодательства, более низкую стоимость лицензий и внедрения. «Российские системы бизнес-аналитики рассчитаны на небольшой объем данных и не имеют такого распространения у нас, как системы от зарубежных производителей (SAP, Oracle, SAS), - скептически Константин Юдов из «МегаФона». - К плюсам российских разработчиков относится учёт российской финансовой и юридической специфики».

В конечном итоге, как и в любом другом проекте по внедрению ПО, заказчик должен провести экспертизу, чтобы выделить ключевые для себя моменты. «Лично я считаю, что не так важно какую систему использовать, российскую или иностранную: каждая из них имеет и слабые, и сильные стороны, - говорит заместитель  директора  центра  управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ Евгений Никитин. - Например, сильные стороны российских систем - стоимость лицензий и внедрения, большая гибкость продавцов и внедренцев этих решений. Сильной стороной международного вендора является гарантированная масштабируемость, как правило, хорошая интеграция с ERP-решениями и общепризнанными лидерами производителями СУБД, большой опыт внедренцев и методологии внедрения. Важнее четко поставить задачу и проработать методологию будущего решения. Тогда выбор системы не будет сложным. Поэтому чаще всего BI-системы выбираются с оглядкой на уже используемые в компании технологии, например, ERP (Oracle, SAP, Microsoft, ARIS PPM)».

Павел Лебедев / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS