ОТТ-сервисы «отъедают» доходы рынка SMS

Future (Networked society)
Популярность мобильных приложений для мгновенного обмена сообщениями (IM) растет быстрыми темпами. К концу этого года число сообщений, ежедневно посылаемых через ОТТ-сервисы, вдвое превысит количество SMS: 41 млрд против 19,5 млрд. Возможности мобильного ШПД и рост скорости доступа к интернету, открывшие ОТТ-рынок как новое направление в развитии сервисных предложений, сулят новые перспективы как для сотовых операторов, так и для новых игроков. Главное, чтобы компании сумели ими воспользоваться.

По данным аналитической компании Informa, в мире к концу 2013 г. через IM-приложения будет передаваться около 41 млрд сообщений в день. Это более чем вдвое превысит количество отправляемых SMS, число которых составит всего 19,5 млрд в день.

Предпосылки к буму наблюдались еще в прошлом году, когда трафик приложений для мгновенного обмена сообщениями впервые обогнал SMS – 19 млрд сообщений против 17,5 млрд SMS в день. Пользователь IM пишет в 6 раз чаще, чем пользователь SMS-услуг: в среднем в среднем 32,6 сообщений в день против 5 SMS. Примечательно, что при этом количество пользователей IM значительно меньше числа абонентов SMS – всего 586 млн против 3,5 млрд. «Несмотря на то, что SMS и ОТТ-переписка – это два разных вида услуг, которыми абоненты пользуются для разных целей, их сравнение корректно, поскольку мессенджеры используются вместо SMS на целом ряде рынков и увлечение ими растет», – уверена старший аналитик Informa Памела Кларк-Диксон.

Утверждение подкреплено данными компании WhatsApp, которые озвучил ее исполнительный директор Жан Коум (Jean Koum) на Nokia World две недели назад. По его словам, число активных пользователей WhatsApp за период с августа по октябрь 2013 г. выросло на 50 млн и превысило 350 млн.

По данным Informa, увлечение абонентов ОТТ-приложениями уже оказало значительное влияние на объем SMS-трафика и доходы операторов в нескольких странах, в числе которых Испания, Нидерланды и Южная Корея. К примеру, доходы операторов сотовой связи в Испании снизились с 1,1 млрд евро в 2007 г. до 758,5 млн евро в 2011 г.

Прогноз динамики ОТТ- и SMS-сообщений

Источник: Informa, 2013

Растущая популярность ОТТ-приложений заметна и в России. По мнению компании Ericsson, можно утверждать, что OTT-услуги IM начинают все сильнее давить на традиционный рынок SMS. Так, в России 38 из 100 сообщений отправляются через сервисы IM, и основная тому причина – их выгодная стоимость. 20% пользователей отмечают, что IM-сервисы предлагают более широкую функциональность и, как следствие, повышенное качество пользовательского опыта. Это говорит о том, что качество работы OTT-сервисов и удобство работы с ними – один из основных показателей, влияющих на общий уровень удовлетворенности пользователей мобильным оператором.

Недавно Ericsson провел исследование среди владельцев смартфонов в России и выяснил, что более 20% пользуются сервисами мгновенного обмена сообщениями хотя бы раз в месяц, предпочитая их традиционным текстовым сообщениям. Хотя 70% россиян ежедневно отдают предпочтение SMS, доля IM неуклонно растет. При этом, под влиянием IM, структура рынка SMS трансформируется, двигаясь от B2C все больше в сторону B2B. Одновременно с этим использование смартфонов дало второй старт волне пользования MMS, и произошло это во многом за счет удобства.

Возможности мобильного ШПД и рост скорости доступа к интернету, открывшие ОТТ-рынок как новое направление в развитии сервисных предложений, дают уникальные возможности как операторам, так и новым игрокам, считает Олег Юртаев, ведущий эксперт по развитию решений в области ТВ и мультимедиа Ericsson Серверная Европа и Центральная Азия. «ОТТ-рынок привел к созданию новых бизнес моделей, оказывающих существенное влияние на традиционные сервисы и приведших к появлению комплексных предложений, в которых ОТТ и традиционные услуги уже являются неотъемлемой частью единого предложения. Кроме этого ОТТ рынок открывает уникальные возможности новым игрокам – потенциальные пользователи услуги уже "на связи"», – поясняет он.

По мнению Олега Юртаева, бурное развитие ОТТ должно привести к конкуренции в качестве предоставления услуг (для ОТТ игроков) и их стоимости, а также к созданию кросс-платформенных предложений «все-в-одном» от операторов связи. Также ожидается появление новых бизнес-моделей, способствующих реформации ОТТ-рынка.

Телекоммуникационная среда постоянно меняется, и для того, чтобы быстро адаптироваться к ней, операторам сотовой связи приходится постоянно быть начеку. «Сотовым операторам нужно мыслить нестандартно и держать наготове план, способный помочь им избежать роли «трубы», по которой будут передаваться данные с использованием инфраструктуры, в строительство и обслуживание которой операторы вложили немалые средства. Ключевой момент состоит в том, чтобы в будущем не дать ОТТ-компаниям «завладеть» абонентами и доходами от них», – считает Саймон Ландшир (Simon Landsheer), исполнительный директор компании Silverstreet, предоставляющей телекоммуникационные услуги. По его мнению, имеющаяся угроза является веской причиной для сотовых операторов выстроить прочные отношения с разработчиками ОТТ-приложений.

Однако, несмотря на стремительный рост ОТТ-рынка, говорить о скором падении доходов от SMS на мировом уровне пока преждевременно. По прогнозам Informa, глобальные доходы от SMS будут расти вплоть до 2016 г. Для этого роста есть три основные причины. Во-первых, мессенджеры не универсальны и конкурируют между собой. Во-вторых, пользователи приложений для мгновенного обмена сообщениями вынуждены все равно прибегать к SMS для переписки с теми, у кого нет смартфонов. В-третьих, все еще наблюдается рост рынка корпоративной SMS-переписки.

В перспективе по-настоящему широкие возможности для операторов сотовой связи сохраняются на развивающихся рынках. В странах с растущей экономикой, где число смартфонов намного ниже количества обычных телефонов, SMS – это единственный вид мобильной переписки, доступный абонентам вне зависимости от моделей их телефонов. То есть, даже имея самый современный смартфон, его пользователь не может послать мгновенное сообщение очень многим из своих знакомых с обычными телефонами и просто вынужден писать SMS.